Секционное заседание: «Лениниана: общественные пространства и смыслы. Трансформация образа В.И. Ленина»
На секции были рассмотрены ряд вопросов, связанных с процессами трансформации исторической науки в условиях формирования общества визуальной культуры. Большинство выступающих обратили в своих выступлениях особое внимание на своеобразный «визуальный поворот», на развитие визуальной антропологии. Визуальный поворот влечёт за собой использование новых инструментов сбора и фиксации информации, изменение стиля языка и расширение тематики исторических исследований, обновление источниковой базы и методов анализа визуальных источников. В методологическом плане выступающие отмечали новые подходы к анализу механизмов формирования образа, его трансляции, влиянию на общественное сознание. Трансформация образа Ленина в этом аспекте представляет собой совокупность взаимных встречных посылов из области идеологии в область социально-политических реалий, и таким образом, является интереснейшим феноменом для изучения.
Проблема формирования и изменения образа Ленина в документальном кино стала предметом выступления М.В. Петровой (Ярославль, тема «Образ В.И. Ленина в документальном кино: традиция и современная практика») и Е.В. Александрова (Москва, тема «Вертовская кинолениана»). М.В. Петрова отметила, что масштаб личности Ленина в практике советской школы документального кино позволял создавать такие произведения искусства, которые не потеряли актуальности в наше время.
Документальная практика дала мифологизированный образ, легенду. Современные художественные ленты на документальном материале субъективно прочитывают образ, дают свои трактовки. Конкретизируя её выступление, Е.В. Александров показал, как документальное кино переходит в художественную форму. Д. Вертов создавал посредством документального кино на экране реальность, более реальную, чем сама реальность. Он противопоставлял хронику, кинодокумент игровому кино и создал документ эпохи. Вертовская лениниана — это полурелигиозный гимн. Она откровенно агитационная, плакатная, пафосная, но искренняя и устремлённая в будущее. При этом Вертов привнёс художественное осмысление смерти Ленина, он использовал в документальном кино приёмы, ракурсы съёмки, детали, которые затем нашли отражение в художественном кино.
Различным аспектам трансформации визуального образа в изобразительном искусстве, фотоискусстве, филателии было уделено внимание в выступлениях И.Л. Зубовой (Ульяновск, «Феномен ленинианы в свете текстуально-контекстуальных связей (на примере работ фотохудожника Л.Н. Лазарева)»), Т.Б. Качкиной (Ульяновск, «Ленин: от сакрализации к деканонизации. Анализ визуальных образов»), Д.А. Устинова (Ульяновск, «Отражение образа Ленина в марках и художественных маркированных конвертах»). В сознание молодого поколения Ленин входит по-новому — через стикеры, что проследила А.А. Устинова (Ульяновск) на примере анализа источников создания стикеров «Владимир Ленин» мессенджера «Telegram».
В плоскость анализа фольклорного образа Ильича переносит выступление Г.Г. Ильиной (Чебоксары, «Образ Ленина в чувашском фольклоре»). Интересно её обращение к идеологической политике по отношению к песенным, стихотворным, произведениям народной культуры, к народным сказам о Ленине. Существовала стихийно возникающая «низовая словесность» и санкционированные тексты, вошедшие в печатные издания. Г.Г. Ильина на интересных примерах показала, как и почему «подправлялись» тексты и образ в официальном фольклоре.
А.Е. Буйлина (Ульяновск, Рабочая тетрадь «Учиться… Учиться? Учиться!!!» — дидактический материал по обществознанию для среднего и старшего школьного возраста) наглядно продемонстрировала, как можно работать над формированием образа Ленина на основе краеведческого материала в основной школе). Здесь особую роль играет сам факт рождения Ленина в Симбирске и то, что в этом городе прошли его детские годы. Поэтому авторы, обходя темы «вождь революции», «создатель советского государства», вводят ученика в мир провинциального города последней трети XIX в., в миры симбирского обывателя, гимназического обучения.
В.В. Ошкин (Ульяновск, «Интересные аллюзии из политической науки к биографии Ленина от Льва Данилкина») обратился к анализу метода построения нашумевшего литературного произведения. Он выделяет в нём несколько осей, вокруг которых автор собирает в одно целое факты. Хронологический порядок позволяет, по мнению докладчика, увидеть развитие личности Ленина, показать ритм жизни этого человека, не говоря уж о том, что вносит определённое зерно стабильности и традиционализма в экзотическое литературное блюдо с названием «Пантократор солнечных пылинок». Таким образом, время играет роль стержня рассматриваемой книги. Эта лента времени, как показано в выступлении, разделена автором на отрезки, связанные с местом, где проживал свою жизнь главный герой. Место исследуется каждый раз отдельно, читателю показывают, что было там в описываемый период, что мы видим сейчас. Отдельно удостаивается внимания влияние, оказанное Лениным на место — мемориализация, перипетии десоветизации.
В целом секция прошла необычайно интересно. Было много слушателей и много вопросов. Общие выводы: изучение визуальных источников формирует особые навыки работы с информацией, требует от исследователя обладания визуальной культурой, умения корректно воспринимать, анализировать, оценивать, сопоставлять визуальную информацию, распознавать визуальные коды, видеть изменение этих кодов во временном, национальном и др. измерениях.