КРИЗИС КАК ТОЧКА ОТСЧЁТА НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Модератором секции выступил к.полит.н. Ошкин В.В. (Ульяновск) – специалист АНО «ЦСИ Ульяновской области».
Живой интерес вызвал доклад, который сделала Попова Ольга Дмитриевна (Рязань) – Процесс формирования образа идеального человека коммунистического общества в «письмах во власть» советских граждан (60-90 гг. XX века). В сообщении были рассмотрены противоречивые меры политики советского государства в сфере развития личного подсобного хозяйства, образования. Была поднята проблема социальных лифтов и понимания справедливости. В ходе дискуссии, к которой подключились модератор и Дидковская Н.А. (Ярославль), обсуждалась неоднозначность тезисов докладчика и попытка объяснить политику государства превратно понимаемыми взглядами общества на справедливость, а не только идеологическими установками.
О близком хронологически периоде в своём выступлении «Советский коммунист-верующий в материалах партийной статистики в 1970-е гг.: социальный облик и меры социального дисциплинирования» говорил Кобзев Александр Викторович (Ульяновск). Он указал на практики антирелигиозной деятельности власти в период, когда, казалось бы, активная пропаганда безбожничества стала прошлым. Статистический анализ типа «коммунист-верующий» позволил сделать некоторые выводы о сложностях идеологической обработки партийных масс, которые были у КПСС на позднем этапе существования.
Жидченко Александр Владимирович (США) в своём докладе «Создание нового человека»: социальные трансформации в новых городах СССР в годы хрущевской оттепели» указал на то, как среда, формируемая государством в новых городах СССР, оказывала воздействие на граждан страны. Приводились данные сделанного докладчиком кросскультурного исследования (СССР и США) на эту тему, которые указывали на различия в типе соседства в странах, на которые мог повлиять сам принцип создания микрорайонов и городов.
Беляев Владислав Петрович (Екатеринбург) с позиции не только исторического, но и философского взгляда на заявленную тему (Уральский горный институт: историческая трансформация первого ВУЗа Урала) показал процесс становления и развития социального института высшего образования в уральском регионе на фоне революции. На протяжении столетия прослежено влияние учреждения горного института (при поддержке Ленина) на культурную и экономическую жизнь Екатеринбурга-Свердловска.
Тема влияния образования на общество и общества на образование продолжена была в докладе «Пути формирования «нового человека»: трансформация социальных технологий выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональном образовании» (Кузнецова Диана Сергеевна, Хабаровск). Выступающий провёл сравнительный анализ принципов работы с талантливой молодежью в советское время и настоящее время. Были выделены сходства и отличия, акцент делался на стремление современного общества к всеобщему высшему образованию, а также постепенности расширения сферы образования в СССР.
Семёнов Дмитрий Юрьевич (Ульяновск) в своём выступлении «Краеведение в системе образования как средство формирования региональной идентичности» показал, каким образом сфера знания, привычно относимая к факультативным, может приобретать особое значение в кризисные периоды для поддержания социальной солидарности. В рамках обсуждения был рассмотрен опыт Ульяновской области по работе в сфере региональной идентичности. Были рассмотрены такие проекты как Концепция региональной идентичности и Межведомственный план мероприятий в сфере региональной идентичности.
Липатова Надежда Валерьевна (Ульяновск) в рамках своего доклада «Политобразование как инструмент формирования нового человека в 1920-е гг.» вернула обсуждение к раннему периоду существования советской власти. В докладе были рассмотрены оригинальные практики политического образования в СССР, которые развивались одновременно с экспериментами в области народного образования. При обсуждении затрагивался вопрос дальнейшего развития и деградации данной сферы в СССР.