Краеведческий Компас
Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


БЕЛЫЙ КЛЮЧ

БЕЛЫЙ КЛЮЧ - село Вешкаймского городского поселения Вешкайм-ского района, расположено в 12 км к северо-востоку от районного центра на правом берегу реки Барыш, в месте впадения в неё речки Белый Ключ. В окрестностях села – смешанные леса и культурные пастбища.

Основано в конце XVII в. как деревня, в которой проживали солдаты выборного полка, которые охраняли подступы к Симбирской засечной черте с юга. Это были пахотные солдаты – несли военную службу и одно-временно занимались сельским хозяйством. Все солдаты, расселённые в Карсунском и Симбирском уездах, подчинялись одному командующему – симбирскому воеводе. Выборный полк был элитным подразделением служилых людей по отечеству (солдат, пушкарей, стрельцов, казаков).

В 1686 г. выборных солдат деревни возглавлял А. Чеботаев. Он был и военным командиром, и старостой поселения. Солдаты владели обширными пожалованными землями, которые располагались на обоих берегах реки Барыш. Деревня находилась в северной части от места впадения речки Белый Ключ в реку Барыш. Речка отличалась «белой» (особенно чистой) водой, вокруг было много «ключей» (ручьёв, вытекавших из родников), поэтому в обиходе деревню называли Ключищами.

В конце XVII или начале XVIII в. солдат вместе с семьями переселили в окрестности недавно завоёванного города Азова, а  их дворы и земли были пожалованы служилым чувашам и служилой мордве, которые также несли военную службу и одновременно занимались сельским хозяйством, но по статусу занимали более низкое положение в сравнении с пушкарями, стрельцами и казаками. Главной задачей к  них оставалась охрана южных подступов к засечной черте. Деревня Белый Ключ была слободой – его жители имели право принимать «пришлых» (беглых) людей.

В результате реформ Петра I часть служилых людей была переведена в сословие удельных крестьян, которые,  освобождались от военной службы, продолжали заниматься сельским хозяйством и выполняли повинностив интересах содержания императорской семьи. Через несколько десятилетий, в 1758 г., многие из них из-за конфликтов с русскими «пришлыми» (бежавшими к ним) людьми продали жалованную их предкам землю новокрещённой мордве из своей же деревни, а сами переселились на новые земли в Бугульминском уезде Самарской губернии, где основали деревню Четырла. Оставшееся население поначалу относилось к удельному ведомству, но к середине XIX века в его уже не входили.

В 1779 г. на средства местных крестьян в деревне была построена церковь во имя чудотворца Николая, спустя восемь десятилетий на месте обветшавшего храма прихожане на свои средства построили новый, в том же 1860 году была открыта церковно-приходская (начальная) школа, которая располагалась в неотапливаемой церковной караулке. Обучалось 10 мальчиков, уроки одновременно для всех классов вёл священник, объяснения, задания и опросы чередовались для каждого класса отдельно.

В 1872 г. посетивший школу инспектор народных училищ И. Н. Ульянов  обнаружил, что уроки не проводятся, а учитель (приходский священник) отсутствует. Обо всём этом было сообщено председателю Карсунского уездного училищного совета. Совет закрыл школу, присоединив учеников к Ховринской школе. Ученики стали ездить туда через мост на реке Барыш. Через два года  занятия в церковной караулке возобновились, но не надолго, лишь в 1885 г. церковное ведомство открыло школу в съёмной крестьянской избе. Через три года школа получила собственное здание, построенное на средства прихожан, затративших на это около 1000 рублей. В 1894 г. в селе открылась бесплатная народная библиотека, одна из первых в Вешкаймской волости.

В 1911 г. в селе было 222 крестьянских хозяйства, которые владели 1869 десятинами земли. В среднем на одно хозяйство приходилось 8 десятин. Однако 43 хозяйства имели более 10 десятин, 42 – до 10 десятин и 137 хозяйств меньше 4. При этом 9 хозяйств не имели совсем земли, 71 хозяйство – лошадей и 49 – коров. 84 % населения было неграмотным. 44,6 % всей крестьянской земли засевалось овсом, 28,3 % – просом, 14,4 % – гречкой и 4,6 % – картофелем. Урожай был очень низкий: например, овса снималось 40 пудов с десятины, это примерно 6,4 центнера с гектара.

Во время Первой русской революции в доме местного крестьянина И. Макарова по ночам часто собирались односельчане. Среди них был и учитель здешней церковно-приходской школы В. З. Нестеров, связной симбирских большевиков.

1913 г. село входило в состав Вешкаймской волости Карсунского уезда, после смены власти в стране здесь был образован сельский совет, который в 1924 г.  вошел в состав Анненковской волости.

В 1926 г. в селе действовали школа первой ступени и водяная мукомольная мельница, в 1928-м было создано мелиоративное товарищество «Работник», в который вошли 22 хозяйства (119 человек, 171 гектар земли, сортировка и 15 лошадей). В 1930-м был организован колхоз «Планета».  С 1935 года в селе начала работать начальная школа.

Не обошли стороной белоключёвцев события периода «раскулачивания и репрессий», были осуждены В. М. Никифоров, В. Ф. Фомин, И. Е. Лиданов, В. Ф. Чеботарёв, священники Д. Я. Архангельский, А. Я. Куприянов и А. М. Малов, А. В. Макаров.

В 1950 году к колхозу «Планета» были присоединены колхозы «Зеленая роща» из пос. Владимировский и  «Большая степь», объединенный колхоз получил название  имени Хрущева. А через девять лет он был объединен с колхозом «Новый Свет» с названием колхоз «Родина», его центральная усадьба находилась в  Ховрино.  В 1953 году колхоз имел 2989 га земли, в том числе 2483 га под  пашню, 200 голов КРС, 83 лошади, 136 свиней,  576 овец, 1489 голов птицы, 37 пчелосемей.   В Белом Ключе находилось его бригада.

В 1996 здесь действовали школа, клуб, водопровод, отделение сельскохозяйственного производственного кооператива «Восток».

В 2012 в селе создано территориальное общественное самоуправление «Родина»  (руководитель О. Юдникова), которое  организовало работы по благоустройству и озеленению, восстановлению водовода, очистке и ямоч-ному ремонту дорог, праздники для односельчан. Из объектов социальной сферы ныне есть только фельдшерско-акушерский пункт.

В 1859 г. в селе числилось 74 двора и проживало 688 человек, в 1913 - 187 дворов, 1497 жителей, в 1996 -  306, в 2014 - 112 человек, преимущест-венно русские. Самые распространённые фамилии здесь: Алексеевы, Волковы, Горшковы, Грошевы, Долговы, Ефимовы, Кузнецовы,  Ладовы,  Лидановы, Мошенсковы, Ланковы, Макаровы,  Никифоровы, Новиковы, Мошенсковы, Решетниковы,  Фомичевы, Чеботаевы.

В центре села сооружён обелиск в память землякам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны, и  установлен бюст уроженцу, гвардии младшему сержанту, Герою Советского Союза В.М. Волынцеву, этого звания он был удостоен за проявленный героизм во время формирования Днепра. В Белом Ключе родился поэт и журналист М.А. Чеботаев, он участвовал в боевых действиях против Японии в 1945, затем более 40 лет служил на флоте, капитан 1-го ранга. Его перу принадлежат поэтические сборники «Флотские годы», «Походная строгость», «Непокой» и две книги очерков. Проживает в Москве.

Заведующая Беклоключевской начальной школой П.М. Ключарева награждена орденом Трудового Красного Знамени. 

Большим уважением пользуется в селе и районе семья фермеров Александра Владимировича и Алевтины Леонидовны Свиязовых, имея двух собственных сыновей, они воспитывают еще четверых приёмных детей.

Есть у села и природные достопримечательности: к северо-востоку от села находится месторождение мела,  рядом на площади в 94 гектара произрастают реликтовые леса, к ним прилегает каменистая степь.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Книга памяти жертв политических репрессий. Российская Федерация. Ульяновская область/ Ред. Ю. М. Золотов. Ульяновск, 1996.
  2. Материалы протоиерея Алексия Скалы.
  3. Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск: Корпорация продвижения технологий, 2014.
  4. Подворная перепись Симбирской губернии 1910 – 1911 гг. Вып. 1–8. Симбирск, 1913 – 1915.
  5. Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губер-нии. Симбирск, 1860.
  6. Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг./ Сост. А. Ф. Варламова. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.
  7. Троицкий Д. П. Краткий исторический очерк церковных школ Симбир-ской епархии. Симбирск, 1097.
  8. Ульяновская – Симбирская энциклопедия/ Ред.-сост В. Н. Егоров. Т. 1. Ульяновск: Симбирская книга, 2000.

В. К. Воробьёв, В.А. Коптилкина

Союз краеведов
Ульяновской области

e-mail: kraeved73@mail.ru