МАТЮНИНКА
МАТЮНИНКА - бывшая деревня Анненковской волости Карсунского уезда Симбирской губернии, располагалась на левом берегу реки Стемасс, в одной версте от села Канабеевка.
Точное время основания деревни не установлено, но известно, что в 1830-х гг. здесь находилось имение сестёр А.А. и В.А. Нефедьевых, дочерей богатого помещика из села Репьёвка (ныне – Репьёвка Колхозная Майнского района). Они были родными тётками В.Н.Назарьева, известного русского писателя и публициста, драматурга и общественного деятеля, активного помощника И.Н.Ульянова по развитию народного просвещения в Симбирской губернии. Будущий писатель в детские и юношеские годы часто бывал в Матюнинке. О своей воспитательнице Варваре Алексеевне он сохранил самые тёплые воспоминания, а от няни Максимовны слышал много рассказов о пугачёвском восстании. Не забывал «заветную Матюнинку» В.Назарьев и будучи студентом Казанского университета: «Меня, - вспоминал он об одной поездке к тётушкам в Матюнинку, - из расположенной поблизости деревни Аникеевки, отцовского имения, тянуло в леса, поля. Бегу на конный двор, седлаю первого попавшего на глаза башкира (коня башкирской породы) и мчусь в заветную дорогую Матюнинку. В лесу, на полях настоящий праздник. Но, не успев насладиться прелестью воскреснувшей природы, я уже спускаюсь с крутой горы по узкой, скользкой тропинке, окружённой лесом. Внизу сияет огромный светлый пруд, а над ним протянулась тихая, безлюдная деревушка с барским домом, затерявшимся в старом саду». Весной 1858 г. поручик В.Н.Назарьев большую часть времени своего отпуска провёл в Матюнинке у приёмной матери. Ей и была посвящена его повесть «Бакенбарды», опубликованная в журнале «Современник» под псевдонимом «Аникеевский».
Тётки писателя увлекались чтением книг, любили сад и цветы, входили во все мелочи повседневного крестьянского быта: устраивали весёлые всеобщие свадьбы, праздники, проводы рекрутов на царскую службу. По словам Назарьева, мирная Матюнинка носила характер «бабьего царства», где даже хозяйством Нефедьевых управляла старостиха Аннушка, умная и деловая женщина, пользовавшаяся всеобщим уважением.
В 1859 г. в деревне было 22 двора, к 1900 г. их стало на 10 больше – 32. Ни церкви, ни школы, ни каких-либо предприятий и заведений в этой лесной деревушке не имелось.
Самым большим событием начала ХХ века здесь стали крестьянские волнения. 25 мая 1907 г. заведующий имением матюнинского помещика камер-юнкера В.Н. Стобеуса Ф.Е. Гужов сообщал своему хозяину в Петербург: «… В имении вашем при с. Матюнинке лес порублен самовольно крестьянами с. Канабеевки и Матюнинки, а также и землю в вашем имении как яровую, так и равно паровую, запахали самоуправством без моего согласия, без платежа аренды; первый крестьянин с. Матюнинки Павел Зайцев снял у меня в аренду 5 десятин паровой и яровой и возмутил общество, чтобы всё общество пахало землю бесплатно и продолжает пахать таковую до настоящего времени». Получив такое известие от управляющего, помещик просил симбирского губернатора «сделать зависящее распоряжение об ограждении… имения от захвата крестьянами ввиду их действий скопом». На его прошении губернатор собственноручно написал резолюцию: «Исправнику произвести расследование и изобличённых в самоуправной запашке чужой земли арестовать в порядке охраны».
В 1911 г. при сельце Матюнинке действовал винокуренный завод, принадлежащий симбирскому мещанину М.В.Королёву, в котором 11 наёмных рабочих за 194 дня произвели 20663 ведра сорокоградусной продукции. В том же году в этом селении насчитывалось 30 дворов, из которых два не имели земли, 11 – лошадей и 7 хозяйств – коров. Плотницким ремеслом было занято 23 человека. На хуторе М.В.Королёва числилось 3 двора (19 человек).
В 1859 году в деревне было 188 жителей, в 1900 – 178, в 1926 в сельце имелось 40 дворов и 193 жителя. К 1953 году деревня обезлюдела.
По сведениям Ж.А.Трофимова, в 1914 г. имение в Матюнинке купил революционер-народник В.А. Аверьянов, находившийся под гласным полицейским надзором. Здесь он вёл типичную для землевладельца жизнь, отойдя от активной революционной работы. После 1917 г. бывший народник, ссылаясь на своё революционное прошлое и знакомство с семьёй Ульяновых, хотел сохранить за собой и землю, и недвижимую собственность, но безрезультатно.
В.К. Воробьев