Краеведческий Компас
Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


БОЛЬШАЯ КАНДАРАТЬ

БОЛЬШАЯ КАНДАРАТЬ - село Вальдиватского сельского поселения Карсунского района, расположено в 23 км к северу от районного центра на левом берегу речки Кандаратка (левый приток реки Барыш) на открытой безлесной местности. Село делится на части двумя оврагами, в одном течёт родник Неплюй. К северу и западу от села расположены поля с множеством оврагов (Дубовый, Берёзовый, Алтынный, Журавлёв и другие), с восточной стороны раскинулись пастбище и луговые духмяные покосы.

Лисава, доходящие до реки Барыш. Название села связано с чувашским словом «кантарат» – отдых.
Возникло в 1657 году как деревня Кандаратская Слобода, первыми жителями стали казаки, переселившиеся из города Карсун. Они несли военную службу и одновременно занимались сельским хозяйством. Статус слободы позволял казакам укрывать беглых людей. После постройки церкви село стало называться также Богоявленской слободой.

По окладным книгам Темниковской десятины «… прибыла вновь церковь во имя Богоявления Господня в Кандаратской слободе», произошло это также в 1657 году.
В 1670 г. западнее Кандаратской Слободы у речки Кандаратки произошло сражение царских войск под командованием Ю. Н. Барятинского с отрядом повстанцев С. Т. Разина во главе с мордовским крестьянином А. Боляевым. В этом отряде было до 15 тысяч человек, а царское войско намного превосходило его. В неравном бою повстанцы были разгромлены. «На поле, и в обозе, и в улицах [Кандаратской Слободы] нельзя было [через трупы повстанцев] конному проехать».

К  1685 году Кандаратская Слобода была селом с церковью Богоявления, у попа были холопы и крепостные – единственный случай в Карсунском уезде того времени. Мужчины составляли казачью сотню под командованием пятидесятников П. Зотова и С. Степанова. За исполнение военной службы им было пожаловано 3400 десятин земли на усадьбы, пашню и сенокосы. Большая площадь определялась тем, что земля была «средняя, а не добрая, бугры каменные, и травы нет». Травой тогда считалась не всякая растительность, а только пригодная для заготовки сена. В резерве оставалось 750 десятин «примерной» земли для подрастающих мальчиков, которых тоже должны были «верстать» в казачью службу. Земли казаков простирались к западу от реки Барыш по речкам Кандаратка и Кивать до «чёрного» (непроходимого) леса, через село проходила Московская большая дорога, соединявшая Симбирск с Москвой (позже Московский тракт). Действовали две мельницы (попа и его сына). Со временем казаков перевели в сословие удельных крестьян. Они перестали нести военную службу, продолжали заниматься сельским хозяйством, но стали содержать императорскую семью. В 1808 г. в селе на месте деревянной обветшавшей была построена кирпичная церковь на средства, собранные прихожанами. Престолов в ней было три: главный - в честь Богоявления, другие в честь Успения Богородицы и во имя чудотворца Николая. Земли церкви отвели 83 десятины на усадьбу, пашню и сенокосы. Притч состоял из священника, дьякона и псаломщика. Дом для попа построили на средства прихожан на общинной земле. Склонных к «расколу» в селе было 63 взрослых человека, а старообрядцев  – 14.

В селе имелись придорожные постоялый двор, этапный каземат (для ночевки ссыльных, перевозимых в Сибирь), трактир и кабаки, конюшня на 18 лошадей, сделанная из двойного плетня, в 1863 г. открыто земское народное училище. Основным занятием сельчан тогда было земледелие. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, овощи. Вспомогательный характер имели промыслы: валяние валенок (206 человек), плотничество (42 человека, из которых некоторые специализировались на колодном и бондарском деле), портняжничество и сапожное дело (15 человек), извоз (13 человек). На подённых работах было занято 23 мужчины и 21 женщина. 8 женщин нищенствовали. Ремесленные изделия продавались на ярмарках в Карсуне, Симбирске, Алатыре или заезжим купцам. Действовали 7 мельниц, 3 маслобойни, 1 чёска  для шерсти.

В 1879 г. по инициативе директора народных училищ И. Н. Ульянова на средства крестьян было построено новое здание училища. В нём было два класса, числилось сорок ребят, но постоянно учились немногие. Здание было небольшим, имелась печь, дрова носили ученики по очереди из дома. Через одиннадцать лет было построено кирпичное здание земской больницы на 18 койко-мест. Корпус со временем расстроили, и в больнице открылись отделения: терапевтическое, родильное, инфекционное.

В конце XIX – начале XX в. развернулось каменное строительство. Крестьянами Дуновыми, Макаровыми, Струмочкиными, Савельевыми Чемаевыми построены двухэтажные дома с мастерскими и лавками на первом этаже и земский амбар. На крестьянские средства было построено здание двухклассного народного училища, с просторной классной комнатой и жильем для учителя, в нём обучалось около 40 ребят. С началом аграрной реформы П. А. Столыпина многие кандаратцы выделились из общины в хутора и отруба. К  1911 году надельную землю имели 363 хозяйства, на одно приходилось 40 – 20 десятин. При этом хозяйств без лошади было 250, без коровы – 149.

Инвентарь имели 274 хозяйства, усовершенствованный инвентарь – 37, плуги – 38. Грамотных среди взрослых было 16, 8 %.

В 1913 году в Большой Кандарати (Богоявленском) действовали церковь, часовня, школа, больница, почта, две общественные мельницы, шесть торговых лавок, красильни, чесальни, маслобойни, салотопни. По четвергам проводились базары. Ежегодно в девятый четверг после Пасхи устраивалась «Ярильская» ярмарка. Село входило в состав Потьминской волости Карсунского уезда.

В годы Первой мировой войны большинство работоспособных мужчин ушло на фронт. Стали сокращаться посевные площади, поголовье скота, снизились урожаи. Тяготы войны раскололи деревню на богатых и бедных.                    

Революционные события 1917 г. сельчане восприняли по-разному, но, несмотря на различные воззрения, жили мирно. По-настоящему взбудоражила кандаратцев введенная большевиками продразверстка. Зажиточное село стало одним из очагов «чапанной войны», вспыхнувшей в 1919 г. После расстрела продотрядовцами Дунова и Струмочкина и ареста ещё 11 человек, саботировавших хлебосдачу, кандаратцы восстали. Ломами и кольями были убиты член губернской чрезвычайной комиссии А. С. Жидков и председатель комитета бедноты Е. И. Мусатов. Пришедшие из Алатыря красноармейцы подавили выступление. Жертвами подавления стали 17 кандаратцев. Особенно трудным для кандаратцев был голод 1921 года: ели лебеду, корни лопухов, собак и кошек.

В 1924 г. в здании бывшего земского училища возобновились занятия в рамках ликбеза. Большекандаратский сельсовет вошёл в состав Карсунской волости одноимённого уезда. В 1928-м создается первый колхоз «Новый мир», в который вошла в основном беднота.  Вскоре были организованы новые колхозы: имени С. М. Буденного, имени В. М. Молотова, имени Э. Тельмана. Ряд семей были раскулачены: Воротниковы, Дуновы, Макаровы, Манцуровы, Наземновы, Овчинниковы, Рогожины, Савельевы, Струмочкины, Чемаевы; некоторые были репрессированы.

Активно шли различные преобразования: в 1932 г. в нескольких домах раскулаченных крестьян открылась начальная школа, дети обучались по три параллели в каждом классе. В 1937-м была разрушена церковь, закрытая ещё в 1920-е, в том же году школа стала семилетней, а через два десятилетия -  восьмилетней. Новое современное здание школы было построено в 1980-м, а через восемь лет школа стала средней.

В годы Великой Отечественной войны 842 кандаратца ушли на фронт. Жители Большой Кандарати в течение 1941 года сдали в фонд обороны (кроме положенного налога) шерсти на 40 пар валенок, 25 овчин, много носков, варежек, полотенцев и других вещей. В 1942 г., когда враг рвался к Сталинграду, многих жителей мобилизовали на рытьё окопов в районе Тагая и Майны. 285 сельчан погибли выполняя свой долг перед Родиной, 23 из них имели звание офицера. Не вернулись с фронта целые семьи: четыре брата Гусевых, три брата Кондратьевых, пять братьев Кутьиных, три брата Фарафонтовых. 318 человек возвратились живыми, из них 6 в звании офицера. Среди воевавших были три женщины.

В 1958 г. местные колхозы были объединены в крупный колхоз «Путь к коммунизму», переименованный затем в колхоз «Знамя коммунизма». В него вошли хозяйства Большой Кандарати и соседних сёл. Жители хуторов переселились в сёла.

В 1960-80-е село было полностью электрифицировано, построены электроподстанция, большой комплекс на 2500 голов крупного рогатого скота, проложена новая асфальтовая дорога от трассы до центральной колхозной усадьбы, введены в эксплуатацию новые здания дома культуры и школы. Большинство сельчан работала в колхозе. Площадь сельскохозяйственных угодий составляла 8.696 га, в том числе пашни 121 га. Хозяйство имело 60 тракторов (в том числе 12 энергонасыщенных), 37 зерноуборочных комбайнов, 37 автомобилей, инвентарь, необходимый для проведения механизированных работ в полеводстве и животноводстве. В 1976 – 1980 производство зерна в колхозе составляло 5516 тонн, в 1981-1985 – 5400 тонн. В 1990-м был достигнут наивысший сбор в 9570 тонн при урожайности 22 центнера с гектара. В общественном животноводстве было около 2500 голов крупного рогатого скота (дойное стадо до 550 голов), 1500 свиней, 3000 овец. Колхоз производил ежегодно 1250 тонн молока, 3500 тонн мяса и 7,6 тонн шерсти.

Население колхоза на личных подворьях  держало более 340 коров, до 600 свиней и до 3000 тысяч овец. Многие занимались выращиванием картофеля (особенно ранних сортов), лука и других овощей. Продукция славилась далеко за пределами области. Постепенно из-за большого оттока молодежи в город численность населения села стала сокращаться.

С распадом СССР в 1991 году производство сельскохозяйственной продукции стало постепенно сокращаться, основным источником дохода населения стало личное подворье. Вместо колхоза действовал сельскохозяйственный производственный кооператив «Кандаратский». К настоящему времени в селе действуют СПК «Кандаратский», ООО «Прогресс», ООО «ЛЮКС», ООО «Мусаев». Имеются дом культуры, модельная библиотека, средняя общеобразовательная школа, православный храм, участковая больница, аптека, 5 магазинов.

В 1685 году в селе числились 107 дворов и 583 человека мужского пола, в 1808 в 421 дворе проживал 2871 человек, в 1913 проживало 2903, в 1996 – 737, в 2013 - 510 человек, в основном русские.

Большая Кандарать – родина многих замечательных людей. За подвиги в Великой Отечественной войне более 80 человек награждены орденами и медалями, четырнадцать из них награждены дважды, трижды наград удостоены Д. П. Казаков, Ф. Г. Колесов, П. С. Кондратьев, К. С. Конев, И. Г. Манцуров, Ф. С. Манцуров, А. Ф. Наземнов, В. А. Повитухин. И.К. Морозов, старший лейтенант, командир батареи в 1943 г. отличился в бою у села Змитевка Орловской области (битва на Курской дуге), посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Строитель и поэт А.В. Артёмов в 1952-1956-х осваивал целинные земли в Казахстане. К.Г. Батяшин начинал трудовой путь колхозником, председателем колхоза имени Будённого, заместителем председателя колхоза «Путь к коммунизму». Вместе с ними отличились в труде и боевой доблести экономист И.И. Пронин, строитель и поэт В.М. Селянкин,  няня в детском саду и доярка А.М. Сыроватская, финансовый специалист А.Г. Писикина, тракторист В.П. Харитонов и многие другие. Большой след о себе оставили многое из тех, кто приехали в село из других мест. Это командир миномётного взвода и учитель А.П. Аникин, военный фельдшер М.Ф. Емельянов, участник войны и председатель Большекандаратского сельского совета И.П. Ситнов.

Издавна в селе чтут больших мастеров своего дела: кузнецов И.С. Морозова, И.В. Свищёва, Ф.Г. Колесова и А.М.; среди плотников М.Т. Селянкина, М.Т. В.Т, Селянкина, А.А. Казанева, С.П. Лукьянова,  С.Н. Артемова,  Ивана и Василия Колчиных. Среди портных славились братья Иван и Яков Жидковы; среди сапожников – Г.М. Абидов., И. Грязнов, В.С. Прохоров, Я.А. Степанов; шитьем женской одежды занимались две Марии Монахова и Макарова. Искусными резчиками по дереву в селе славились Андрей и Алексей Тюрины и В.А. Наместников, художественным даром рисования обладали С.Н. Яшкова и А.К. Сулейманов.
В разное время в школе работали учителя, которых до сих пор их бывшие ученики вспоминают с любовью и уважением: Марулина Е.П., Емельянова М.А., Никишин П.М., Шитова В.А., Селезнёва Л. М., Селезнёв А. Ф., Аникин А.П., Ситнова М.И., Розова О.С., Левина А.Е., Пономарёв М.С., Кокина Е.М., Галкина А.О., Зинина З.М., Калогаева А.В., Михеева Е.Е., Христофоров В.М., Туманова Н.И., Аникина З.П., Комков Н.Е.

Сельская школа гордится своими выпускниками: Героем Советского Союза И.К. Морозовым, Г.В. Гордеевым, Н.П. Галкиным, Г.А. Углевой, Г.И. Андреевой, А.А. Самариной, В.М. Селянкиным, З.Н. Зоровой, Е.Ф. Колесовым, Л.А. Леоновой, И.Ю. Свищевым, В.Н. Воротниковой.  

В окрестностях села имеется немало достопримечательностей.

В селе установлен обелиск односельчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны, имеется также обелиск жертвам «чапанного восстания».

Сохранились некоторые участки бывшего Московского тракта. Уникальным по своей конструкции является здание Большекандаратской больницы, возведённое в 1898 г. В нём имелась сложная система отопления: тепло шло от топок по специальным дымоходам, равномерно обогревая все здание. Дожил до наших дней «барский дом» князя Троекурова, ныне он перестроен под четырёхквартирный дом.

Памятное место села – Попова гора, где стоял православный храм, разрушенный в 1937 г., сохранилось старинное здание почты. В народной памяти жива память о том, что мимо села провезли в 1774 г. везли Е. И. Пугачёва.

Существует легенда, о том, что название села связано со стоявшим около Кандаратки во время разинского восстания большим конным полком («конна рать»).

По легенде Чёрное озеро – от черных лебедей, которые вроде бы когда-то гнездились там.

Достопримечательностью села являются старинные названия улиц, отображающие реальное прошлое. Верхняя и Нижняя Почтовые получили название от почтовой станции, которая располагалась на них. Почту содержал и развозил крестьянин Петров.

Улица Кабацкая получила название от кабаков, когда-то стоявших на ней. Самый известный из них «Голубой Дунай» принадлежал семейству Трумочкиных.

Родник Неплюй. протекает по дну оврага, пролегающего через Большую Кандарать. С давних времён в нём брали воду для питья, поэтому категорически запрещалось сваливать в него и вытекавший из него ручей мусор и нечистоты.

Будав колодец был вырыт проходящей промысловой артелью. В настоящее время снабжает водой всю Большую Кандарать.

В районе села находится Алтынный овраг, также имеющий свою историю. В середине XIX в. в нём был убит почтовый курьер в надежде на богатую поживу. Но у курьера кроме писем нашлись только 3 копейки – по-древнему – алтын. В этом «душегубстве» покаялся перед смертью один из хозяев постоялых дворов. Он велел своим сыновьям раздавать всем проезжим почтовым курьерам по алтыну «на помин души» (своей или курьера?).

Луговое озеро Подгорное находится, естественно, под горой. Но его ещё называют Мочилищем. Раньше в нём вымачивали липовую кору-дранку, которая использовалась для плетения лаптей, рогож и корзинок. Под стать названиям улиц и названия окружающих село урочищ: Берхов кордон, Долгие паи, Маслена поляна, Семь родников, Цыганский дол.

Современное заасфальтированное шоссе называется Большой дорогой или Гатью. Это бывшая Московская большая дорога, а «гать» – диалектное название проезжего пути.

Вот почему местный поэт В.Селянкин написал:

Горизонт струится полукругом.
Через речку в гору вьётся гать.
Этой речкой, тишиной и лугом
Ты меня встречаешь, Кандарать…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск, 1903.
  2. Книга памяти жертв политических репрессий. Российская Федерация. Ульяновская область/ Ред. Ю. М. Золоьлв. Ульяновск, 1996.
  3. Красовский В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372 – 1901. Симбирск, 1901
  4. Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014.
  5. Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг./ Сост. А. Ф. Варламова. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.
  6. Ульяновская – Симбирская энциклопедия/ Ред.-сост. В. Н. Егоров. Т. 1. Ульяновск: Симбирская книга, 2000.
  7. Холмогоров В. Описание Симбирской и Карсунской десятины Патриаршской области. Симбирск: Типография И. С. Ханкова. 1898.
  8. Подворная перепись Симбирской губернии за 1910-1911 годы
  9. Газета «Красная жатва» от 29 января 1942 года и от 13 августа 1942 года

Н. Костин, О. Сайко

Союз краеведов
Ульяновской области

e-mail: kraeved73@mail.ru