БОЛЬШОЕ СТАНИЧНОЕ
БОЛЬШОЕ СТАНИЧНОЕ - село Карсунского городского поселения Карсунского района, расположено в 7 км к северу от районного центра на правом берегу реки Барыш на холмистой местности рядом с лесом.
Основано как деревня Станичная Слобода на берегу реки Барыш напротив города Карсун в 1649 году карсунским воеводой Б. Приклонским. Первыми жетелями стали казаки во главе с М. Муравьёвым, которым было пожаловано по 10 десятин пашенной земли и общие сенокосы. Казаки несли военную службу и одновременно занимались сельским хозяйством. Это были станичные казаки, которые выполняли служебные задания только в пределах Подгородного стана, входившего в Карсунский уезд. Статус слободы позволял принимать на жительство беглых.
Через некоторое время усадьбы этих казаков были перенесены ниже по течению реки Барыш на место, где село находится и в настоящее время. Сюда же подселили новых казаков во главе с А. Лукьяновым, получивших такие же наделы. Была построена деревянная церковь в честь Богоявления. Деревня стала селом и по церкви получило второе название – «Богоявленское».
Известно, что к 1685 г. всех казаков села возглавлял пятидесятник К. Исаев. В пользовании у них находилось 1912,5 десятин пашни и 227 десятин сенокосной земли. Выделение больших площадей вызвано тем, что земля была малоплодородной, «бугры каменные». В резерве оставалось 1605 десятин «примерной» земли в расчёте на будущее верстание в службу младших братьев, сыновей и племянников. В селе действовала церковь, священнику, дьячку, пономарю и просвирнице из казачьих земель было выделено 59 десятин пашни и сенокосов.
По указу Петра I от 1697 года станичные казаки вместе с другими казаками и их семьями (всего примерно 3000 по Карсунско-Симбирской засечное черте) были переселены в недавно завоёванный у Турции город Азов. Дворы и земли Станичной Слободы были пожалованы в поместья московским подьячим Надпокоеву и Еремееву, они переселили сюда холопов и крепостных крестьян из своих старых владений.
В XVIII в. село переходило из рук в руки. В 1800 г. владевший им помещик Бердин продал имение Татаринову, а своих крепостных крестьян переселил на оставшуюся у него в дальних окрестностях землю, в 5 верстах севернее, на том же правом берегу реки Барыш. Новое поселение получило название «Малое Станичное».
В первой половине XIX в. селом последовательно владели Трубецкие, Мотовиловы, Языковы. В середине XIX в. А. М. Языков записал здесь несколько исторических песен, вошедших потом в золотой фонд русского поэтического народного творчества.
После отмены крепостного права в 1861г. крестьяне по-своему истолковали императорский указ и сразу же отказались выполнять барщину. Принудили временнообязанных исполнять все повинности только с помощью армейской части. В 1869 году в селе открылось народное училище для мальчиков. При содействии инспектора народных училищ И. Н. Ульянова через восемь лет открылось смешаное училище, для мальчиков и девочек. На средства крестьян для него было построено новое здание. В 1895 г. на месте обветшавшей была построена новая деревянная Богоявленская церковь.
С началом Первой русской революции в 1905 года крестьяне Большого Станичного стали расхищать сено с помещичьих полей, учинили массовую порубку помещичьего леса. В 1907 г. в село для наведения порядка был направлен отряд стражников, но односельчане, вооружившись кольями, вилами и топорами, обратили их в бегство. Тогда из города Карсун была направлена рота солдат, и «бунтовщики» были вынуждены смириться.
В 1913 году в селе продолжала действовать церковь, на смену училищу пришла земская школа. При селе находились усадьба и конный завод помещика Н. Н. Языкова.
Большое Станичное входило в состав Карсунской волости одноимённого уезда.
С началом советской власти земская школа была преобразована в 4-летнюю начальную школу. В 1939 г. в школу было принято рекордное количество детей – 84 человека.
Впервые пришлось разделить их на два первых класса, на три класса учителей не хватило.
В 1930 в селе организован колхоз «Нива», первым председателем избрали И. И. Никитина, позже действовал ещё колхоз «Дружба».
С началом Великой Отечественной войны председатели колхоза часто менялись – С. И. Лапшев (из Карсуна), Е. А. Макаров, П. П. Черняев (из Глазовки), здоровых мужчин направляли на фронт. В школе, когда не хватало тетрадей, ученики писали на газетах. Электричества не было, поэтому уроки велись в светлое время дня. Один из классов занимался во вторую смену (помещений не хватало). В эти годы в начальной школе преподавали М.С. Сахронова , Л.И. Валенский, Н.П. Кулагина, А.А. Дебилина. Было очень голодно. В отдельном помещении организовали бесплатные обеды. В летнее время при школе открывали площадку для малолетних, их тоже кормили бесплатно. Отдельные домохозяева открыли ясли на дому, и жёнам, как нянечкам, начисляли трудодни. Родители приносили туда постель и еду. Летом школьники вместе с учителями собирали колоски на полях, а зимой складывали снопы и вязали тёплые вещи для фронтовиков. Врачи Карсунской больницы часто приезжали для осмотра и лечения детей.
В годы Великой Отечественной войны из Большестаничного сельсовета (Большое Станичное, Ильинка, Озёрки) на фронт было призвано 500 жителей. С войны не вернулось 205 человек, их имена включены в областную «Книгу Памяти».
В послевоенное время в селе действовал колхоз «Дружба», у него была хорошая молочно-товарная ферма. Десятки колхозников наградили орденами и медалями: доярки Н.В. Комакова, А.К. Суркова, Е.И. Макарова, Е.А. Комакова, Е.И. Земскова, конюхи И.Г. Сахронов и Ф.А. Платонов, овчар А.Е. Смирнов, механизаторы и комбайнеры П.Н. Рытов, Н.Е. Доронов, А.Т. Доронов, Т.В. Сурков, С.М. Платонов, П.Е. Гришин, Н.П. Долгов, П.С. Николаева, П.М.Николаева, А.Ф. Абрамова. Но по итогам «перестройки» к 1996 году в Большом Станичном работала только бригада этого колхоза. В 2013 г. построен новый водопровод, заасфальтирована центральная улица.
В 1649 году в деревне Станичная Слобода проживало 20 казачих семей, в 1685 в селе уже числилось 350 человек мужского пола и 55 дворов, в некоторых дворах проживало по три – четыре семьи, в 1859 здесь жили 674 крепостных крестьянина, в 1913 – 1076 человек, в 1996 – 95, в 2013 - 37 человек, преимущественно русские.
В ноябре 1968 г. в центре села установлен обелиск в память о воинах, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.
В селе сохранились четыре двухэтажных дома, которые строились бригадой строителей в 1904-1905 гг.
Недалеко от села, на опушке леса, в овраге находится памятник природы - родник, который носит название «Святой Николай». По народному преданию в начале ХХ века в селе объявился монах. Он был очень болен и одна знахарка сказала ему, что вода из ручья в лесу помогает от всех болезней. Монах нашел ручей, наклонился, чтобы напиться, и увидел в нем образ иконы Святого Николая Чудотворца. Вода действительно его исцелила. Рядом с этим ручьём он построил часовню и вырыл колодец, но люди не верили, что вода святая, а когда на праздник Николая Вешнего пошли туда, то увидели икону Святого Николая в роднике, её выловили и поместили в церковь. На месте же находки построили часовню, это был большой дом с двумя дверями, в одну входили, чтобы помолиться (там было много икон), затем по крутой лестнице спускались к воде умыться. Началось паломничество. Издалека приходили люди, чтобы помолиться этой иконе, но местный барин продал икону Николая Чудотворца в Сурский монастырь, чтобы паломники не топтали его землю. Икону возвращали, но после революции снова увезли в Сурск. Теперь она, по некоторым сведениям, находится в Самаре. Часовню по приказу барина разобрали. При советской власти часовню несколько раз уничтожали, но люди снова её восстанавливали. Со временем часовня у родника разрушилась, но всегда это место называлось Часовней. 22 мая на праздник Николая Вешнего во время молебна воду освящают. Вода в роднике без цвета и запаха, с привкусом серебра, температура +4, +5 градусов, хранится долгие годы, не теряя качеств и целебных свойств. В 1998 году родник объявлен памятником природы местного значения.
Недалеко от Никольского колодца находится ещё один святой источник «Скорбящая Богоматерь», здесь на дереве помещена икона Пресвятой Богородицы. Люди, использующие воду из этого родника, признают её лечебные свойства
ЛИТЕРАТУРА
- Воспоминания старожилов села Большое Станичное.
- Карсунская земля: ростки и корни/ Под общ. ред. Ю. Г. Самсонова. Ульяновск, 2005.
- Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014.
- Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг./ Сост. А. Ф. Варламова. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.
- Ульяновская – Симбирская энциклопедия/ Ред.-сост. В. Н. Егоров. Т. 1. Ульяновск: Симбирская книга, 2000.
С. И. Скалкина, В. Н. Филимонов