Краеведческий Компас
Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


ПОТЬМА

ПОТЬМА - село Вальдиватского сельского поселения Карсунского района, расположено в 15,4 км к северу от районного центра у южной подошвы гор на обоих берегах верховья речки Потьмы у южной подошвы гор, которые протянулись на 2,5 км. Поля с юга граничат с протекающей речкой Семилейкой, с запада окружены лесами, с северной части частично лесом, частично полями, с востока - рекой Барыш. Название села происходит по названию речки , которая протекает по селу (с мордовского «потма» - мелкий кустарник).

Основано в 1673 г.  карсунскими казаками-переселенцами, переведёнными позже в пахотные солдаты. Первоначально называлось селом Потьминская Слобода и располагалось на правом (южном) берегу речки. Дворовладельцы несли военную службу в Симбирском выборном полку,  на службу выезжали периодически группами по нарядам и на определённое время (полгода или год). Остальное время занимались сельским хозяйством в качестве самообеспечения (жалования не получали). К северу от села были горы Букаш Панда, поэтому пашенная и сенокосная земля находилась в основном к югу и востоку от села, вплоть до реки Барыш. Дорогами село было связано с Карсуном (на юге) и Кандаратской Слободой (на севере). Статус слободы позволял принимать на жительство беглых людей.

В 1677  г.  на средства солдат была построена деревянная церковь во имя святого Дмитрия Солунского. В отличие от большинства церквей её сделали из липы, а не из сосны, в обиход вошло название «село Дмитриевское», впоследствии использовалось также название «Дмитриевская Слобода». Церковный притч был типичным для сёл: священник, дьячок, пономарь и просвирница. Вокруг церкви располагалось кладбище, огороженное забором, церковнослужители жили в отдельных дворах, которые находились рядом.

В 1682 г. в село переехала ещё одна группа карсунских казаков, которые также были переведены в пахотные солдаты. Все дворовладельцы вошли в сотню, которая стала одним из крупных подразделений Симбирского выборного полка. Пожалованная земля была увеличена до 4 тысяч 50 десятин. Большая площадь земли определялась тем, что была она в значительной степени «средней», а не «доброй» (плодородной). При переселении казаков были образованы улицы Нижняя, Середка (Е.И.Козловой), потом Верхняя, Околица, а еще позже образовались улицы Рожковка (Полевая), Голошубиха (Лесная), Ивановка (Кольцевая) образовалась после ликвидации кладбища (1720 г.). А уже в 19 веке стали заселяться улицы Мокруша (имени М.С.Кобелькова) и Заречная, и к концу века село приобрело тот вид, который  в основном дошел до наших дней.

Согласно различным документам в Потьме наиболее часто упоминаются следующие фамилии: Сермягины, Портновы, Мартыновы, Башарины, Каревы, Ланкины, Ушаковы, Сизовы, Приваловы, Бородины, Котельниковы, Елизаровы, Чертопятовы, Русиновы, Малышины, Генераловы, Самсоновы, Бутусовы, Кичигины, Кожевниковы, Заплаткины, Грачевы, Суслины, Гордеевы, Потехины, Ильины, Соснины, Масленниковы, Степановы, Темниковы. В 1683 г. один из солдат на со-седней речке Потьме построил мельницу, земельный участок под неё во временное пользование он получил от остальных солдат по сделочной записи с ними.

В 1685 г. из солдатской земли 64 десятины были пожалованы церкви для огородов, пашни и сенокосов. В пользовании солдат остались 3 ты-сячи 112 с половиной десятины, они составляли усадьбы, гумна, пашню, сенокосы. Из зерновых выращивались рожь и овёс, а из огородных – капуста, брюква, репа, лук, морковь. Выращивалась также конопля, из неё  изготавливались верёвки. Некоторые жители занимались ремеслом: кроме мельника село имело и своего портного. Остальная земля была выделена в резерв для наделения младших братьев, сыновей и племянников, которых в будущем предполагалось верстать на службу в том же полку, служба тогда была потомственной. Селом управляли выборные сотник, два пятидесятника и десятники. Одновременно – это и офицеры в полку.

В результате реформ Петра I Симбирское Поволжье стало утрачивать военно-пограничный характер, жителей села перевели в сословие государственных крестьян. Они продолжали заниматься сельским хозяйством и частично ремеслом, но вместо несения военной службы стали платить подушный налог, а также пошлины государству. Сначала селом управлял выборный целовальник, а позже выборный староста. Их избирали на сходе дворовладельцев.

С 1743 г. велась церковная летопись. Священники кратко описывали все важные с их точки зрения события, а в конце каждого года подводили итог, оценивая его успешным или неудачным. Систематически отмечались крещение детей и смерть прихожан, урожай и неурожай, приплод и падёж скота, засухи, эпидемии и пожары. Сельское хозяйство было многоотраслевым. Кроме ржи и овса выращивали лён и коноплю, ячмень, просо и чечевицу, затем картофель, а ещё позже - пшеницу. Кроме лошадей и коров разводили овец и коз. Важную роль сохраняло присваивающее хозяйство: в лесах добывали мёд, орехи, грибы и ягоды, охотились на птиц и зверей, в речках и реке Барыш ловили рыбу.  Из видов специализированных ремесел наибольшую роль играло мукомольное, а также столярное и плотницкое дело. Из древесины делали посуду, вёдра, бочки и кадки, телеги, сани и салазки, гребни для ткацких станков, прялки. Артели плотников работали в Симбирске, Саратове, Царицыне и других поволжских городах. Строили дома, бани, церкви, ко-нюшни. Но главным оставалось домашнее ремесло, которое совмещалось с земледелием и животноводством. Сами делали валенки, полушубки, шапки, тулупы и рукавицы. Почти в каждом дворе был ткацкий станок. Шили штаны, рубахи, платья и зипуны, нарезали полотенца и скатерти, вили верёвки, вязали. Плели лапти. Излишки продавали в Карсуне и Промзине Городище, там же закупали недостающие товары. Но хозяйство было в основном натуральным – большинство необходимого изготавливали сами. Жизнь была однообразной, проходила по установившемуся укладу – в основном работа дома, во дворе, в поле, посещение церкви. Крестьяне почти не знали, что происходило вокруг и, тем более, в стране. Если главы семей бывали в соседних деревнях, сёлах и даже города, то их жёны и дети, старики из села не отлучались.



Церковь в с.Потьма

С образованием Симбирской губернии в 1780 г. село стало центром волости Карсунского уезда, в которую входили ещё пять сельских поселений.

В 1823 началась длительная засуха, многие умерли, тяжкими были и не-сколько последующих лет. Бичом становились повальные болезни домашних животных: распространялись сибирская язва, ящур, мыт лошадей. Высокой была детская смертность. Опасные болезни лечили знахари, от простудных заболеваний лечились сами с помощью трав. Засухи пережило село и в 1846, 1861, 1891 годах.

Все постройки  в селе были деревянными и крытыми соломой, и в 1829 г. случился пожар, от которого выгорело до половины села. Случались подобные пожары и впоследствии, так в 1860 г. сгорел храм, позже бы построен заново.

Из государственных крестьян Потьмы перевели в удельные, но это не вызвало заметных изменений, крестьяне также занимались сельским хозяйством, но вместо уплаты налогов стали содержать императорскую семью. Позднее часть крестьян была передана в крепостную зависимость дворянам Поздняковым и Ефремовым. В 1841 г. в селе открылась удельная трёхклассная школа, она располагалась в церковной сторожке, на содержание школы с крестьян взималась плата. Через одиннадцать лет в центре села было построено школьное здание, где училось около 30 мальчиков, девочек тогда вообще не обучали. Изучали чистописание, арифметику и закон божий. Добрую славу о себе оставил учитель Н.И. Богородский, который одновременно занимался с тремя классами. После отмены крепостного права в 1861 г. на ее основе  было создано земское начальное училище. Была образована Потьминская волость, внеё входили  села - Вальдиватское, Малая Кандарать, Большая Кандарать, Комаровка, Большие Поселки. С 1865 г. село Потьма входило в округ, который обслуживала Большекандаратская больница.



школа

Проникновение капиталистических отношений привело к тому, что в конце XIX века в селе уже действовали 5 пивоваренных заводов, 9 водяных мельниц, клееварочный завод, бондарные и тележные мастерские. Было много столяров, которые объединялись в артели по изготовлению мебели на продажу. Делались столы, стулья, табуретки, скамейки, кровати, комоды, шкафы, трюмо,  в  1905 г. появился свой пожарный обоз. Из овчин шили полушубки, шапки, тулупы. Полотно из шерсти шло на изготовление штанов, зипунов. Почти в каждом хозяйстве имелся ткацкий станок. Из волокон льна и поскони ткали холсты, из которых шили одежду, делали полотенца и скатерти, из конопли вили веревки. Потьмин-ские крестьяне в большинстве были хорошими плотниками. Артели плотников уходили на плотничьи работы в отход не только в окрестные села, но и в Симбирск, Саратов, Царицын и другие поволжские города. Сильны были и традиции: в крестьянской общине сохранилась круговая порука, земля периодически делилась в соответствии с количеством рабочих рук в семьях, крестьяне совместно отвечали за уплату налогов и других денежных сборов.



В школе

С началом Первой мировой войны из Потьмы по мобилизации было призвано 285 мужчин, среди них были С. Котельников, Д.И. Сизов, П.И. Сизов, С.И. Сизов, А.В. Чаусов, Н.Г. Шигаев, Ф.А. Шигаев. Экономическое положение сельчан ухудшалось, и возрастало недовольство. До села стали доходить слухи о демонстрациях в городах и забастовках на заводах, но определённо никто ничего не знал. После реорганизации в Карсуне городского самоуправления в Потьме были избраны волостной и сельский комитеты. Отруба и купленные наделы оставались в руках их собственников, но помещичьи земли крестьяне стали самовольно делить между собой.

В 1917 после свержения Временного правительства в сельском само-управлении продолжали преобладать Захаровы, Соболевы и Тырины – владельцы торговых лавок. Однако село считалось «красным», так как влияние большевиков было очень велико. В 1918 г. здесь возникла ячейка большевистской партии, вскоре она насчитывала 17 членов. Быстро был организован комитет бедноты.

В 1919 во время «чапанного» восстания мученической смертью погиб М.С. Кобельков, большевик, бывший балтийский матрос и член комитета бедноты, инициатор создания избы-читальни (первой в селе библиотеки). Похоронили его в братской могиле в Карсуне. А в центре села Потьма на месте бывшей часовни был поставлен обелиск в память о борцах за революцию. Изба-читальня продолжала действовать. В ней проводились читки книг и газет, политические информации, сходы и собрания сельчан, давались концерты и театральные представления.

В 1924 г. в результате укрупнения волостей Потьминская волость была ликвидирована, и Потьминский сельский совет вошёл в состав Карсунской волости Карсунского уезда.


На уборке зерна - 1970-е

В 1928 потьминские большевики организовали сельскохозяйственную коммуну имени В. И. Ленина, первую в Карсунском уезде. Коммуне было выделено 240 га земли. Первым председателем избрали Ф.И. Сорокина, следующим - Н.Г. Шигаев. В 1939 г. коммуна им. Ленина перешла на устав сельскохозяйственной артели, параллельно действовал  колхоз имени С. Халтурина, но председатель коммуны и колхоза был один – Н. Г. Шигаев.



Колхозный зерноток. Сортировка и сушка зерна

В период Великой Отечественной войны в армию было призвано более 500 человек. О войне редко кто много и подробно рассказывал, М.С. Суслин, к примеру, был очень лаконичен; «Война есть война. Неделями не спали. Были большие переходы. На ходу спали. Грохнецца человек ночью - подымали». Из мужчин, ушедших на фронт, 287 погибли или пропали без вести. Коммуна и колхоз выполняли задания по поставке на фронт сельскохозяйственной продукции. Основные работы выполняли женщины и подростки. Им тоже было не легко, Л.А. Багрова вспоминала: «Я не ферме работала и так работала. Летом на току сортовали, зимой на складе сортовали. Как подступил голод, стали опухать… Брат и мать не опухали. Ели кротовник (сорняк), лебеду, хрен рыли, лепёшку лепили из крапивы. И мучкой не пахло».



Памятник воинам

В 1950 г. коммуна имени Ленина и колхоз имени Халтурина были объединены в колхоз имени Ленина. В 1953 г. в селе была открыта библиотека, её первой заведующей была М.А. Кичигина, ее сменила М.О. Курбатова, благодаря их усилиям библиотека стала одной из лучших в районе.

Одно время жители сёл Потьма и Вальдиватское входили в единый колхоз «Красный Октябрь», но в 1988 колхоз им. Ленина был восстановлен. По селу проложили асфальтированную дорогу, работала ферма крупного рогатого скота с 1,5 тыс. голов, в том числе 380 коров, ферма для овец – 2,4 тысяч голов, свинарник для маточного и откормочного поголовья – 2 тысячи. Использовались 30 тракторов, 16 зерноуборочных комбайнов, 16 автомобилей, разнообразные прицепные механизмы. Построено новое двухэтажное здание для школы и детского сада. Многие специалисты колхоза, школы и библиотеки имели высшее и среднее специальное образование. Большой авторитет в селе завоевали учителя И.Н. Сапрыкин, Н.И. Шипов, П.Ф. Рыжкина, М.А. Заплаткина, З.Н. Степанова, А.Д. Елизарова, С.Ф. Бородин, Л.Н. Бородина, К.И. Кривова, С.А. Кобелев , М.А.Наумова и др.

После 1991 г. Потьма стала центром сельскохозяйственного производственного кооператива. В настоящее время имеются 115 производственных хозяйств, работают магазин и почта. В результате оптимизации школа закрыта, её здание занимают сельский дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, а также библиотека. В библиотеке насчитывается 4040 экземпляров книг, которыми пользуются 340 читателей.

В 1673 г. в селе проживало около 50 семей, в 1685 – примерно 630 человек мужского пола в 112 дворах, в 1859 - 1574 жителя и 204 двора, в 1913 – 1232 жителя,  в 1996 – 490, в 2014 - 316 человек, преимущественно русские. Есть несколько семей татар и азербайджанцев.



Родник на месте бывшей часовни

Важную роль в истории Потьмы сыграл священник Пётр Холмогоров, который вёл церковную летопись в 1806-1830 гг. Его записи отличаются наибольшей полнотой. Примерно такой же полнотой отличаются записи священника Ивана Дворянского за 1863-1874 гг.

Среди известных людей, родившихся и выросших в селе, полный Георгиевский кавалер И.И. Сизов. Не последнюю роль в восстановлении хозяйства после Великой Отечественной войны сыграла Е.И. Козлова,  трудовую деятельность она начала в 15 лет, долгое время работала трактористкой. За высокоэффективный труд удостоена звания Героя Социалистического Труда.

Участник Великой Отечественной войны В.К. Сермягин работал в Вальдиватской машинно-тракторной станции. За отличные успехи в труде награждён орденом Ленина. Уроженец села Н. И. Кобельков стал генера-лом. Н. Ф. Лагутин, кавалер ордена Ленина, был членом советской делегации на Молодёжном фестивале в Берлине.

В центре села находится памятник «Воину-освободителю», посвящённый землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Памятник признан самым лучшим из подобных в районе.

Около села найден клад серебряных золотоордынских монет и слитков, а также других изделий XIV века.

На празднование Нового года в Потьму съезжаются жители окрестных сёл. В селе традиционно празднуются Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. Особенно почитаем День Победы 9 мая. Жители и гости собираются на митинг,  на протяжении многих лет проводится акция «Зажги свечу» с участием молодёжи. 16 августа ежегодно отмечается «День села».

Вокальная группа «Рябинушка» участвует в районных конкурсах песни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Историческое краеведение. Ульяновск, 2001.
  2. Карсунский вестник [газета].
  3. Край Симбирский. Краткий исторический очерк. Ульяновск 1989.
  4. Наш край. Документы и материалы. Ульяновск, 1978.
  5. Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск, 2014.
  6. Рукописная история села Потьма.
  7. Симбирск и его прошлое. Ульяновск, 1993.
  8. Симбирская – Ульяновская энциклопедия. Т. 2. Ульяновск, 2004.
  9. Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1548 – 1985 гг. Саратов, 1986.
  10. Летопись священников 1743 - 1916 годов (рукопись найденная при закрытии церкви)
  11. Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских церквей Симбирской епархии 1900. Симбирск,  1903.
  12. Книга писцовая писма и меры стольника Ивана Вельяминова да подъячего Афанасья Андреева 193, 194 и 195 годов // РГАДА ф.1209. О. 1. ед. хр. 441

Т. Л. Заплаткина, Н.М. Костин, С.Н. Костина, С. Н. Лагутина, О.В.  Савко, С. Н. Шигаев

Союз краеведов
Ульяновской области

e-mail: kraeved73@mail.ru