СТРЕЛЕЦКАЯ
СТРЕЛЕЦКАЯ - деревня Вальдиватского сельского поселения Карсунского района, расположена в 21 километре к северу от районного центра на обоих берегах речки Мордова в месте, где она справа впадает в речку Кандаратка (левый приток реки Барыш). Состоит из одной улицы, вокруг деревни – открытая безлесная местность. Название речки произошло от мордовских мурз, которым принадлежали земли в этом районе до основания деревни.
Возникла как деревня в 1782 г. в результате переселения группы крестьян - потомков стрельцов из села Большие Посёлки и называлась Стрелецкие Выселки. В 1808 г. в ней было 11 «раскольников» (старообрядцев) и 63 человека, склонных к «расколу». Есть версия, что во времена крестьянской войны под руководством С.Т.Разина когда 12 ноября 1670 года западнее села Большая Кандарать состоялось сражение, на месте деревни Стрелецкое стоял стрелецкий полк князя Барятинского.
Во время эпидемии холеры (конец XIX в.) в соседнем селе Большая Кандарать многие умерли, тогда из Троице-Сергиевой лавры был привезён «список» (копия) иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», стрелецкие крестьяне крестным ходом с привезённой иконой обошли свою деревню и в ней никто не умер. Жители дали обет на свои средства построить церковь, которая была построена и посвящена Богородице. В эти годы село входило в состав Потьминской волости Карсунского уезда, здесь соединялись Московский и Пензенский тракты. Земли вокруг чернозёмные, крестьянские хозяйства укреплялись. Кирпичные дома выстроили Безяевы, Галкины, Грачёвы, Маркины, Савельевы, Чемаевы, имелась общественная мельница. В деревне было несколько торговых лавок, владельцами которых были Савельевы, Маркины и Чемаевы, имелась кузница мастеров Чемаевых. Хозяевами мельниц были Воротниковы и Илюшины. Основным занятием населения было земледелие: выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, овощи.
В период проведения аграрной реформы П.А.Столыпина произошло резкое расслоение среди крестьян, многие жители деревни Стрелецкой выделились из общины в хутора. Так рядом с деревней был обустроен хутор, который был назван Перекладов.
В 1929 г. в Стрелецком был создан колхоз «Красная Елховка», ряд семей были раскулачены, в том числе и середняки, которые не желали вступать в колхоз. Одновременно с коллективизацией была закрыта и частично разрушена церковь, сначала её приспособили под колхозный амбар, а затем полностью сломали. В 1936 г. некоторые из раскулаченных возвратились, но в колхоз так и не вступили. Работали в плотницкой артели.
В годы Великой Отечественной войны многие мужчины деревни Стрелецкая ушли на фронт. Молодые девушки освоили профессию тракториста: А. П. Воротникова, А. Ф. Воротникова, Ф. И. Воротникова, З. Ф. Грачева, К. М. Кондратьева, Е. Н. Манцурова, А. Ф. Мясникова, Е. А. Наземнова. Всю войну и после (до пенсии) шофёром работала Р. Ф. Шульпина.
В 1958 году произошло укрупнение колхозов и местный колхоз «Красная Елховка» стал отделением колхоза «Путь к коммунизму» с центром в селе Большая Кандарать, впоследствии его переименовали в колхоз «Знамя коммунизма». С начала 1990-х по настоящее время в деревне действует отделение сельскохозяйственного производственного кооператива «Кандаратский».
В 1808 г. здесь проживали 3452 человека, в 1913 – 788, в 1996 – 234, в 2013 - 147 человек, преимущественно русские.
Сельчане гордятся уроженцами своей деревни, особенно людьми с золотыми руками, среди них: кузнецы Маркин и С.Ф. Грачёв 1910 г.р.; плотники П.В. Селезнёв 1906 г.р., братья Александр и Михаил Чемаевы, В.Т. Манцуров (1908-2010), В.И. Чернов 1920 г.р., И.М. Воротников (1924-1999), М.Ф. Чемаев (1922-1943), А.Ф. Селезнёв (1923-1996); мельники С.П. Воротников, В.С. Воротников 1898 г.р. и Илюшин Гавриил; сапожники А.П. Селезнёв (1908-1988), А.Ф. Чемаев (1914-2003) и Н.А. Селезнёв (1935-2006). Были в селе и модистки, мастерицы по изготовлению женских одежды Ксенофонтиха, З.С. Воротникова, Елена Воротникова, К.С. Воротникова и Валентина Чемаева. Мастер на все руки или, как его называют местный «Кулибин», В.В. Маркин.
Прославил земляков Генеральный конструктор опытно-конструкторских работ Н.П. Галкин, который много лет проработал в Научно-исследовательском институте радио (город Куйбышев), Почётный радист РФ. Яркий след оставил о себе П.М. Никишин, который был председателем Большекандаратского сельского совета, работал учителем истории, завучем и директором Большекандаратской восьмилетней школы.
В деревне есть свои достопримечательности: здесь сохранились остатки Московского тракта (бывшей Московской большой дороги XVII в.); до сих пор здесь хранится та самая копия иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», которая была привезена из Троице-Сергиевой лавры в конце XIX в.
С точки зрения топонимики любопытное название носит мост через речку Мордова, который нарекли еще в XIX в. Хохлатским, он был частью Пензенского тракта, который на запад шёл в нынешнюю Украину (Хохляндию).
Жители деревни помнят и о том, что невдалеке есть Маслена поляна, на которой в начале ХХ в. находилась маслобойня. В самой деревне находятся родник и ручей Кузнецкий, на его берегу в былые годы находилась кузница крестьянина Чемаева. А рядом с деревней находится овраг Перекладова. Сам по себе он не глубокий, но крутой, а дорога в лес пролегал через него, что заставляло крестьян, везущих дрова из леса, сваливать значительную часть воза и перевозить их мелкими частями, а потом накладывать воз заново.
ЛИТЕРАТУРА
- Баженов Н. И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск, 1903.
- Подворная перепись Симбирской губернии 1910 – 1911 гг. Вып. 1–8. Симбирск, 1913–1915.
- Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг./ Сост. А. Ф. Варламова. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.
- Ульяновская – Симбирская энциклопедия/ Ред.-сост. В. Н. Егоров. Т. 2. Ульяновск: Симбирская книга, 2004.
Книга памяти жертв политических репрессий. Сост. И ред. Ю.М.Золотов, Ульяновск, 2001
Н.М. Костин, О.В. Сав(й)ко