УСТЬ-УРЕНЬ
УСТЬ-УРЕНЬ - село Вальдиватского сельского поселения Карсунского района, расположено в 22 км к северу от районного центра на левом берегу речки Урень недалеко от места её впадения в реку Барыш. С севера-востока село окружено холмами, по склонам которых растёт смешанный лес, у подножья холмов расположилось озеро Мочилище . До недавнего времени в окрестностях села били четыре родника: родник у Белой горы, Красный ключ, Бровки, родник у пчельника. Южнее села проходит автомобильная дорога федерального значения Р178 Саранск — Сурское — Ульяновск — Димитровград — Самара.
Основано в 1650 г. как село Новобарышская Слобода в связи со строи-тельством Симбирской засечной черты. Первыми жителями стали служилые конные казаки с семьями, переведённые из соседнего города Уренска. Это была казачья сотня во главе с Ф. Трёхшубиным. Казаки несли военно-пограничную службу и одновременно занимались сельским хозяйством. Статус слободы позволял принимать беглых людей. Через село проходила Московская большая дорога, соединявшая город Симбирск со столицей. После постройки Рождественской церкви село в обиходе стали называть Рождественским.
В 1670 г. царские войска под командованием князя Ю. Н. Барятинского около села разгромили повстанцев С. Т. Разина. Были захвачены обоз, 11 пушек и 24 знамени. Убитых в бою трудно было сосчитать. Здесь же в селе казнили пленных, а также местного «заводчика» – попа из села Микитино (в настоящее время Никитино). Это вызвало всеобщий страх. Жители поселений соседней на западе Карсунской засечной черты прислали к Барятинскому своих «челобитчиков» с изъявлением покорности. В 1685 село называлось Усть-Уренской Слободой, а в обиходе Усть-Уренским. Сотней командовал Ф. Кутлинцов.
В 1697 г. казаки вместе с семьями были переведены в недавно завоёван-ный город Азов, а село Пётр I пожаловал своему воспитателю думному дьяку Н. Зотову. С этого времени жителями села стали крепостные крестьяне. Впоследствии оно перешло по наследству к сыновьям Зотова.
Улица в Усть-Урене
Крестьяне приняли активное участие в восстании под предводительством Е. И. Пугачёва, а потом наблюдали, как его по Московскому тракту через село везли в Москву. В конце XVIII в. Усть-Уренск являлся волостным центром, и в нём располагалось волостное правление. Дворянами Кротковыми в 1805г. здесь была открыта мануфактура по изготовлению серого армейского сукна, а через пять лет на его же средства в центре села построена кирпичная церковь с тремя престолами: главный – в честь Рождества Христова, а приделы – во имя святителя Стефана Сурожского и во имя мученика Агафия. В доме П.М. Кротковой спустя многие годы был найден уникальный рисунок неизвестного автора "Портрет матери А.С. Пушкина с сыном", он был передан в Пушкинский дом.
С началом Отечественной войны 1812 г. усть-уренцы обеспечивали про-виантом и лошадьми кавалерийский полк, который был сформирован в городе Карсун. Некоторые из жителей вступили в ополчение.
В 1859 г. в селе действовали конный завод, суконная фабрика и 2 церкви. В 1866 г. в селе появилась земская школа, которая содержалась за счёт средств крестьян, обучалось поначалу в ней 12 человек, первым учителем был Михаил Овчинников. В 1870 году школу посетил инспектор народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов. В 1888 году Усть-Уренскую школу посещали уже 51 мальчик и 5 девочек. После революции в селе появились особые пункты обучения- ликбезы, а в 1930-х годах быстро развивается школьное дело. В селе стало функционировать учебное заведение повышенного типа, на базе которого открылась восьмилетняя школа, которая в 1989 г. была преобразована в среднюю.
В июне 1900 года по инициативе земского деятеля М.Д.Гельшерта в помещении волостного правления начала создаваться народная библиотека (изба-читальня), открыта официально 21 января 1901 года. На частные пожертвования закуплены 307 книг на 147 рублей; записалось 228 читателей из крестьян и купцов. Заведовал избой-читальней волостной писарь В. С. Лебедев. В настоящее время Усть-Уренская сельская библиотека располагается в здании администрации.
После отмены крепостного права среди крестьян началось имущественное расслоение, один из них - И. Г. Захаров даже перешёл в сословие купцов. Всего в селе возникло около 40 богатых семей, однако основная масса крестьян беднела, некоторые переходили к работе по найму на суконной фабрике.
В последней четверти ХIХ века в селе действовало несколько красилен и лавок, винокуренный завод, а также вальцевая мельница на реке Барыш. Но основным занятием оставалось сельское хозяйство. Развивалось домашнее кустарное производство. На продажу крестьяне делали колёса, которые отличались особой прочностью.
Во второй половине XIX в. в Усть-Урене собирал фольклор известный этнограф П. В. Шеин. В селе жил один из лучших сказителей Карсунского уезда Н. Картавенко.
Собранные Шеиным 40 произведений были опубликованы в сборнике «Русские народные песни».
Тогда же купец Г. А. Кузнецов купил суконную фабрику, после чего она стала быстро развиваться. Родственниками Кузнецовыми был создан также торговый дом. В 1905 г. прошли забастовки рабочих на суконной фабрике, винокуренном заводе и мельнице, особой активностью отличились сукноделы, так как владелец установил 12-часовой рабочий день, снизил расценки, повысил штрафы и стал задерживать зарплату. Новая волна забастовок возникла через четыре года, когда снова ухудшились условия труда: травматизм был очень большим, зарплата низкой и нерегулярной, а штрафы высокими, выходные дни отсутствовали, питание в столовой отвратительным. Использовалось гнилое мясо, которое даже собаки не ели, хлеб выпекался из неочищенного зерна, вместе с остатками соломы и веток, кашу варили на постном масле пополам с керосином. Жалоба рабочих губернатору получила огласку на всю губернию, поэтому конфликт пришлось улаживать с помощью специ-альной комиссии. Однако условия труда заметно так и не улучшились, однажды в ответ на протесты владелец фабрики жестоко избил ткача Маслова и с помощью полиции выселил рабочих из фабричного жилья. Всего в 1912 г. на суконной фабрике насчитывалось 279 рабочих.
В 1910 г. крестьянам принадлежало 1738 десятин земли, но это был каменистый суглинистый чернозём, который с трудом вспахивался, при этом 130 хозяйств были безлошадными. Из сельскохозяйственной техники в селе имелись только 2 молотилки и 2 веялки.
С началом Первой мировой войны на всех предприятиях села стал широко применяться женский и детский труд, режим работы ужесточился. Через два года взбунтовались собранные со всей волости на мобилизационный пункт в селе Усть-Урень призывники, они требовали мира и хлеба.
После свержения Временного правительства в 1917 г. владелец суконной фабрики Г. А. Кузнецов бежал в Иркутск, организовал Волжское товарищество пайщиков новой суконной фабрики. Накануне её банкротства вместе с фабричными деньгами бежал в Харбин. Практически все предприятия в селе были закрыты.
Уже в начале 1918 г. в Усть-Урене создаются волостной и местный сель-ский советы, взявшие на себя всю полноту власти, в 1919 появилась комсо-мольская организация из 15 членов. В 1924 г. Усть-Уренская волость была упразднена, а Усть-Уренский сельский совет включён в состав Урено-Карлинской волости.
В 1929-1930 гг. в селе появился кирпичный «завод», в котором работало 4 человека, были организованы два колхоза – имени К. Е. Ворошилова и «Красный партизан». В 1934-м они объединились, а в следующем году появился ещё один – «Новый путь». На базе суконной фабрики было организовано артельное производство по изготовлению приводных ремней и пожарных рукавов. В разгар войны, в 1943 году, на фабрике выпускались парашютные стропы, нательное бельё, здесь же стирали и чистили обмундирование, поступавшее с фронта. В конце войны на фабрике освоили выпуск головных платков, из раковин речного моллюска, которые добывались в реках Барыш и Урень, наладили выпуск перламутровых пуговиц. После войны предприятие было преобразовано в фабрику пластмассовых изделий. Одним из первых изделий стала пластмассовая пуговица, затем детские игрушки, сувениры, цветы, крышки, расчески. В 1979-1989 годы директором предприятия был Варакин К. И., за время его работы произошло расширение фабричных помещений, увеличен ассортимент выпускаемой продукции, что позво-лило выжить производству в современной экономике. Теперь это акционерное общество «Устье», одно из лучших предприятий района, на котором выпускают комплектующие изделия для УАЗа, ВАЗа, а так же изготавливаются товары широкого потребления: крышки для банок, кашпо для цветов.
В Великой Отечественной войне участвовали сотни сельчан, за совершённый подвиг уроженец села Н.Г. Варакин удостоен звания Героя Советского Союза. 225 усть-уренцев домой с войны не вернулись, в честь них в центре села установлен памятник. А свой трудовой подвиг в военные годы творили оставшиеся в селе женщины, старики и дети. Они работали в колхозах «Новый путь» и «Путь Ильича», выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овёс, горох, гречиху, просо. Во всем помогали школьники: пололи посевы, собирали колоски, трудились на уборке урожая. В селе также действовали промышленная артель им. Сталина, выпускавшая разнообразные ремни: приводные для завода им. Володарского, оружейные, брючные, колёсные, ткани и швейные изделия; спиртзавод, мельница, чёска, электростанция на реке Барыш, конезавод.
В 1960 г. колхоз «Новый путь» вошёл в состав вновь организованного совхоза «Языковский» на правах его отделения. Управление этим гигантом оказалось неэффективным, поэтому в 1963 его разделили на совхоз Уренский и Белозерский с отделением в с. Усть-Урень, а с-з Усть-Уренский как самостоятельное хозяйство появился в 1988 году.
Это вызвало ускоренное развитие села: успешно работал маслосырозавод, была построена новая улица с каменными домами, появились детский сад, дом культуры, котельная, водопровод, улицы стали асфальтировать. На фермах содержалось примерно 1600 голов крупного рогатого скота, в том числе 400 коров. Наибольшего подъёма совхоз «Уренский» достиг в 1980-х годах, к 1989 г. он имел 66 тракторов и прицепов к ним, 2 бульдозера, экскаватор, шлейф прицепного сельхозинвентаря, 39 зерноуборочных и 10 кормоуборочных комбайнов, 56 автомобилей, на фермах содержалось 2300 голов крупного рогатого скота, 4400 свиней.
К 1996 году в селе вместо совхоза действовал сельскохозяйственный производственный кооператив «Раздолье», продолжала действовать фабрика пластмассовых изделий, имелись средняя школа, детский сад, дом культуры, медицинский пункт, почтовое отделение связи. Практически всё это есть и в настоящее время. Появились еще придорожное кафе, хлебопекарня, четыре магазина, автозаправочная колонка. В 2009 году село было газифицировано, строится станция технического обслуживания.
В 1859 в селе числились 1596 жителей, в 1913 – 3157, в 1996 – 1063, в 2013 – 707 человек, преимущественно русские.
Усть-уренцы любят свое село, ежегодно в июле проходит праздник «День села». Они гордятся его историей и выдающимися земляками. Один из них - художник П.С. Добрынин, учившийся у И. Репина, В. Савицкого и Ф. Рубо. Он воевал на Германском фронте, работал фронтовым художником-корреспондентом, выполнял зарисовки из армейской жизни, создавал агитационные плакаты, в 1930-е участвовал в создании диорам Музея революции в Москве, Всемирной выставки в Нью-Йорке. С 1918 по 1927 гг. жил и работал в Симбирске, где написал серию акварелей старого города, в том числе и ленинских мест. Преподавал в Симбирском художественном техникуме «ИЗОМУЗОТЕО».
Высокими наградами страны награждены сельские труженики Н.С. Бес-крылова, А.И. Долгов, Л.А. Карташов, В.П. Кулешов, М.И. Моржин, А.С. Салин, М.Н. Тарасова, педагоги И.С. Овсянников, Т.Т. Трифонова (Судакова). Огромным уважением пользовались педагоги М.М. Наумова, Б.С. Статенин, Ю.Я. Статенина.
В селе родились Герой Советского Союза И.Т. Пименов, профессор Куйбышевского авиационного института Ю.Л. Тарасов, крупные руководители производства К.М. Курепин, Ю.А. Круглов, М.С. Овсянников, В.А. Долгов, Ю.А. Долгов, В.Г. Евсеев.
Л.Н. Мусатов много лет проработал в комсомольских и партийных органахобласти, с 1964 г. более двадцати лет был на дипломатической ра-боте: советник-посланник посольства СССР в Гвинее, посол СССР в Мали, пер¬вый заместитель начальника Управления кадров МИД СССР, посол СССР в Гви¬нее, посол СССР в Гвинее-Бисау, заместитель заведующего II Африканским отде¬лом МИД СССР, посол СССР на Мадагаскаре.
Л.В. Добрынин был кадровым военным, работал в МИДе, занимался вопросом репатриации советских граждан, угнанных немцами в годы Великой Отечественной войны. Был близко знаком с В.М. Молотовым. По фактам из его биографии на киностудии им. Горького был создан фильм «У них есть Родина» по пьесе С.Михалкова «Я хочу домой».
Б.Л. Добрынин командовал ракетной частью, был военным советником во Вьетнаме и на Кубе.
С.Л. Добрынин учился и работал в Куйбышевском институте нефти и газа, шесть лет работал в Ираке, после возвращения много лет был главным инженером Нефтяного института в Самаре.
Участником боевых действий в республике Афганистан был А.В. Бердни-ков, награжден за службу многими медалями.
В Усть-Урене бытовала старинная традиция кулачных боёв, на них приглашали боксеров из Симбирска и Москвы, многие приезжали, чтобы попробовать себя в «стенке», с 1970-х бои не проводились.
Природной достопримечательностью являются меловые горы, которые находятся севернее села. К северо-востоку от него же располагается пруд «Берёзовый край» с платной рыбалкой.
В окрестностях обнаружены археологические памятники: курганная группа II тыс. до н. э., курган II тыс. до н. э., поселение Именьковской культуры VI – VII вв. Через село проходит участок бывшего Московского тракта с частично сохранившейся инфраструктурой.
На государственном учёте как объекты культурного наследия конца XIX в. состоят: дом фабриканта Кузнецова (двухэтажный, кирпичный в псевдорусском стиле с коваными украшениями на крыше), производственный корпус суконной фабрики М. М. Кузнецова, дом жилой при фабрике, дом жилой крестьянина Утехина, дом жилой купеческий, дом зажиточного крестьянина, дом жилой зажиточного крестьянина.
В селе существуют и свои былины. Так, например, сказывают, что перед началом Великой Отечественной войны на дне родника Бровки появилось изображение иконы Николая Чудотворца, а возле родника сельчане находили камешки с его ликом. С тех пор родник считается святым, и местные жители идут к роднику со всеми своими проблемами.
В 2014 году совместными усилиями жителей с. Усть-Урень возведена часовня и купель у священного родника Николая Чудотворца. День открытия часовни (17 мая) начинался с небольшого дождя, но когда начался праздничный молебен, тучки разошлись, и в небе засияло солнце. Вкусовые качества местной родниковой воды привлекают не только местное население, но и жителей соседней Мордовии.
ЛИТЕРАТУРА
- Аничков В. П. Екатеринбург – Владивосток (1917 – 1922). Б. м., 1998.
- Б. а. Усть-Урень// Информационный портал Ульяновского Областного отделения Русского Географического Общества (http://www.ulrgo.ru/region/wiki/Category%3A%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%8B%).
- Громова Т. Хозяева Усть-Уреня// Мономах. 2007. № 1 (48).
- Карсунская земля: ростки и корни/ Под общ. ред. Ю. Г. Самсонова. Ульяновск, 2005.
- Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск, 2014.
- Род князей Барятинских. СПб., 1898.
- Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей/ Под. Ред. П. П. Семёнова и под общ. рук. В. П.
- Семёнова, В. И. Ламанского. Т. 6. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб., 1901.
- Симбирская – Ульяновская энциклопедия. Т. 2. Ульяновск, 2004.
- Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг. Саратов, 1986.
Ю. Н. Мельников