Краеведческий Компас
Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


УРЕНО-КАРЛИНСКОЕ

УРЕНО-КАРЛИНСКОЕ – село, центр Урено-Карлинского сельского поселения Карсунского района, в которое кроме него входят сёла Базарный Урень, Белозерье и Теньковка, поселки Ивановский и Медянский, а также деревня Грязнуха. Расположено в 21 км к северо-востоку от районного центра на левом берегу речки Урень (правый приток реки Барыш) в месте, где в неё впадает речка Сосновка. Южнее села проходит федеральная автомобильная трасса Москва-Ульяновск. В состав села входят ранее существовавшие самостоятельные поселения: Вознесенское, Малая Копышевка, Спасское-Куроедово, Уренская Копышевка, Холмогорская Слобода. Это отразилось в названиях некоторых улиц: Копышовская, Малая Копышовка, Спас-Куроедовская, Холмогорская Слобода.


Улицы в Урено-Карлинском


Основано в середине XVII в. в связи со строительством Симбирской засечной черты (строительство началось в 1648 г.). Первоначально называлось селом Карлинская Слобода (происходит от гидронимов Урень и Карла) и было заселено служилыми конными казаками, переведёнными с речки Карла (ныне территория Буинского района Республики Татарстан). Второе историческое название – село Архангельское – возникло от названия церкви архангела Михаила. Через село проходил «большак» (Московская большая дорога), соединявший Симбирск со столицей. И село, и дорогу защищала засечная черта, которая находилась южнее. Казаки несли военно-пограничную службу и одновременно занимались сельским хозяйством. Им был пожалован очень большой земельный надел, который простирался от села вплоть до реки Барыш на западе. Это была казачья сотня. Статус слободы позволял принимать беглых людей, которых со временем «верстали» в казачью службу.

После 1696 г. казаков вместе с семьями перевели «на вечное жильё» в недавно завоёванный город Азов, село же было передано в поместное владение, с этого времени его жителями стали крепостные крестьяне. Село сохраняло название «Карлинская Слобода», но беглых людей уже не принимали. В конце XVIII в. им владел граф Х.С.Миних, в середине XIX в. село принадлежало дворянам Ислентьевым, потомкам князя Шимона из рода норвежского короля  Гакона. С 1850 г. начались длительные крестьянские волнения, которые продолжались и после отмены крепостного права, когда взбунтовали крестьяне, недовольные условиями освобождения от крепостничества. Сил полиции не хватило, и для усмирения использовалось армейское подразделение.

 

Бывший барский дом


К этому времени в селе имелись волостное правление (село было центром одноимённой волости), сельское училище и почтовая станция. Московская большая дорога была перестроена в Московский тракт, в 1863 г. была открыта земская школа, в 1874 г. появились телеграфная, а в 1906 г. – телефонная станция – события по тем временам были невиданные. В 1883 г. при участии И.Н.Ульянова, директора народных училищ Симбирской губернии, было построено новое здание земской школы.

В 1877 г. на средства прихожан села Урено-Карлинская Слобода, сельца Вознесенское (позже – Горовка) и деревни Холмогорская Слобода в селе  построена кирпичная церковь с тремя престолами. Главный – во имя Вознесения господня, а приделы – во имя святителя Николая, и архистратига Михаила. На кладбищах построены две деревянные часовни. Притч церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика. Церкви принадлежали 42 десятины земли и капитал более 952 рублей. Священник жил в церковном доме, а дьякон и псаломщик – в собственных. К началу ХХ в. в селе действовали уже три церкви, все были кирпичными.

Конец XIX в. в селе был отмечен попыткой распространения прокламаций подпольной леворадикальной организации «Народная воля», которые какого-либо эффекта не произвели, и пожаром, возникшим от удара молнии, в селе сгорело 14 дворов.

В 1913 г. село оставалось центром Урено-Карлинской волости Карсунского уезда, здесь были волостное правление, приёмный покой (пункт уездной земской больницы), земская школа и почтовое отделение связи, а также «этапная» (пересыльная) тюрьма. Крупным землевладельцем в селе был А.А.Бахаревский, имевший 43 десятины земли (примерно 47 га). 113 крестьянских хозяйств относились к безлошадным. Главы семей нанимали лошадей для обработки своей земли. Из всех существовавших тогда технических средств была только одна молотилка (использовалась для очищения зерна от шелухи). Кроме сельского хозяйства крестьяне занимались выделкой сукна (426 человек), валяли зимнюю обувь (334 человека), изготавливали тёплые сапоги.

С началом Первой русской революции 1905 г. крестьяне разграбили дом и усадьбу Ислентьевых. 1917 год прошел без больших потрясений, хотя случился инцидент, когда зажиточные крестьяне выступили было против созданного комитета бедноты, но в условиях советской власти в селе в дальнейшем была создана партийная ячейка большевиков из 31 члена и сочувствующих, а в 1924 г. крестьяне организовали артель, возглавил которую И.А.Колесов. В 1928 г. построен кирпичный завод. В 1929 г. началось «раскулачивание», артель  была преобразована в товарищество по совместной обработке земли, ей были переданы две «кулацкие» мельницы. В 1931 г. организован колхоз «1 Мая» (первый председатель – В.М.Долгов), колхоз получил три трактора. В 1930 г. в селе стал действовать промышленный комбинат по изготовлению валенок с 14 рабочими, спустя несколько лет были закрыты церкви, здания приспособили под склады для хранения зерна. В 1939 г. здесь была образована машинно-тракторная станция, которая обслуживала не только местный колхоз, но и колхозы ближайших сельских поселений. Первым директором МТС был назначен М.А.Шемелов.

В Великой Отечественной войне участвовали сотни сельчан, из них не вернулся домой 431 житель села, все они поимённо занесены в областную «Книгу Памяти». В ноябре 1960 г. в честь них сооружён памятный обелиск.

В те годы на территории села был организован единый колхоз «Фронтовик», позже преобразованный в колхоз «1 Мая», в 1958 г. он вошёл в состав совхоза «Языковский» с центром в селе Языково. Спустя пять лет этот совхоз снова был разделён. На базе села образован совхоз «Уренский», в него вошли также хозяйства Белозёрья и Усть-Уреня. На фермах совхоза содержалось 4400 свиней, 2300 голов крупного рогатого скота (в том числе 1100 коров). Надои молока составляли около 3000 кг на корову. Имелись два летних лагеря для дойного стада. Наибольший подъём в социально-экономическом развитии села происходил в конце 1960-х – начале 1980-х: были построены здание конторы совхоза, комплексно-приёмный пункт, животноводческие фермы, мастерские, механизировались и асфальтировались зернотока, строилось жилье, появились типовое здание школы, новое почтовое отделение связи с автоматической телефонной станцией, магазины, фельдшерско-акушерский пункт, водопровод. На центральной улице была проложена асфальтированная дорога. К 1989 г. в совхозе «Уренский» имелось 66 тракторов, 39 зерноуборочных и 10 кормоуборочных комбайнов, различный прицепной сельхозинвентарь, 2 бульдозера, 1 экскаватор, 56 автомобилей.

В 1996 г. в селе действовали сельскохозяйственный производственный кооператив «Уренский», созданный на базе совхоза, асфальтовый и сыродельный заводы, клуб, школа и детский сад, библиотека, медицинский пункт и ветеринарная лечебница, почтовое отделение связи. В 2008 г. село было газифицировано, а через два года открыты автозаправочные станции «Эко-нефть» и «Татнефть».

Последние годы в селе ведется системная работа по развитию сельскохозяйственного производства, созданию условий для развития малого предпринимательства на селе. Всё это в целом не могло ни сказаться на результатах: по сравнению с 2006 г. посевная площадь увеличилась на 2067 га, валовой сбор составил 4500 тонн или 125 % прироста к уровню прошлого года при урожайности 21,7 ц/га, производство молока в ЛПХ составило 1480 т. или 106 % при увеличении поголовья скота на 105 %.

В 2009 г. село полностью газифицировано, построено более 4,2 км нового водопровода. Важнейшими инвестиционными площадкамисегодня стало завершение строительства МАЗС ООО «Татнефть», швейного цеха, торгово-придорожного комплекса на федеральной трассе, пилорамы ИП Долгова и др. В настоящее время в селе имеются администрация поселения, средняя общеобразовательная школа, дом культуры, почтовое отделение связи, автоматизированная телефонная станция, 19 объектов малого предпринимательства: кафе «Уют» и СТО, АЗС «Эко-Нефть», торговые продуктовые киоски и магазины, придорожный гостиничный комплекс, на оживленном перекрёстке автотрассы Ульяновск-Саранск функционирует продовольственный сельский рынок.

 

Дом культуры


Село является лучшим по организации спортивной и физкультурно-массовой работы. Сельская команда – неоднократные победители и призёры  по многим видам спорта: лёгкой атлетике, стрельбе, шахматам, армрестлингу, шашкам, настольному теннису, футболу, баскетболу и др.

В 1859 г. в селе было 2905 жителей, в 1913 г. – 2090, в 1996 г. – 1314, в 2013 г. - насчитывалось 789 человек, в основном русские, а также чуваши, татары, мордва, армяне и др.

В селе гордятся своими выдающимися земляками. Героем Советского Союза стал наводчик орудия И.Т.Пименов, который отличился во время сражений на Курской дуге, погиб в 1943 г. при отражении контратаки у села Тросна Орловской области. Его именем названа одна из улиц села.

 

Иван Тимофеевич Пименов


А.Р.Лебёдушкин воевал связистом, участвовал в защите Сталинграда, в боях на Курской дуге, в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой тяжело ранен. Награждён орденами Славы I и II степени, орденом Красной Звезды, после войны работал директором Спасско-Куроедовской восьмилетней школы, председателем Урено-Карлинского сельсовета.

Многие уроженцы села стали высокими профессионалами, руководителями. К.М.Курепин всю трудовую жизнь посвятил сельскому хозяйству, награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. В.А.Долгов работал на железной дороге, в партийных органах, награждён орденом «Знак Почёта». Большой вклад в развитие экономики области внёс В.Г.Евсеев. Ю.Л.Тарасов стал доктором технических наук, профессором, академиком, под его руководством проводились исследования космических аппаратов серии «Космос» и субспутников «ПИОН». Е.Г.Кошелев защищал интересы страны в Афганистане, имеет высокие правительственные награды двух стран. Самоотверженно трудились в родном селе доярка Н.С.Бескрылова, механизаторы А.И.Долгов, Л.А.Карташов, В.П.Кулешов, А.С.Салин, сыродел М.Н.Тарасова, учителя И.С.Овсянников, Т.Т.Трифонова и др.

Поселения, позднее вошедшие в Урено-Карлинское, также дали области много знаменитых людей. Ю.Г.Самсонов, родившийся в деревне Холмогоры, работал директором Ульяновского механического завода, первым секретарём Ульяновского областного комитета КПСС, избирался депутатом Верховного Совета СССР, где был заместителем председателя комитета по вопросам обороны и государственной безопасности. Стал инициатором и председателем общественной организации «Карсунское землячество», награждён орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почёта.

С.Л.Китаев, также уроженец села Холмогоры, проявил героизм в Афганистане и был ранен, имеет награды правительств СССР и Афганистана.

Г.А.Савинов много лет трудился в комсомольских и партийных органах, возглавлял представительство администрации Ульяновской области при Правительстве РСФСР, являлся членом Совета Федерации РФ, награждён орденом Дружбы Народов.

В селе и его округе немало достопримечательностей: к югу от села имеется участок земляного вала Симбирской засечной черты, на котором в 2009 г. возведён поклонный крест, сохранились остатки церкви во имя святителя Николая, каменные дома начала XX в., расположенные в центре села.

 

Южный портал храма

Имеется обелиск воинам, погибшим и пропавшим без вести во время Великой Отечественной войны, установленный в 1967 г. Возведён на пожертвования односельчан.

 

Обелиск

В школе работает музей «Крестьянская изба второй половины XIX – начала ХХ века».

 

Ткацкий стан в музее школы


На кладбище сохранилась могила «чудного старца» В.Д.Струева(Василия святого), родившегося в бывшем селе Большой Урень. Был старостой общины, валенки валял. С 1905 г. находился в неподвижном лежачем состоянии. Односельчане решили: «Божий это человек». По преданиям исцелял недуги, скотину помогал выхаживать. Во время засухи его привозили на тележке в Широкий дол к роднику и вымаливали дождь. В 1930-е гг. на него начались «гонения», но он их преодолел. Во время Великой Отечественной войны к нему приходили, чтобы узнать, как молиться «о здравии или об упокоении» ушедших на фронт. После смерти отпевали тайно, в полночь. И сейчас на его могилу приходят с просьбой о помощи. Невдалеке находится могила бабы Насти-слепой, которая помогала людям избавиться от хвори и проказы.

В селе издавна происходили кулачные бои. Исключением была только Великая Отечественная война. Ежегодно в масленичную неделю сходились «конец на конец», улица на улицу, село на село. В забаве участвовали только мужчины. «Подраться на Масленицу» сотни приезжали. Нередко «дрались» семьями: дед, сыновья и внуки. А в 1960-е гг. отличалась Матрёна Пугачёва из Малого Уреня: ни один мужик против неё устоять не мог. Кулачные бои прекратились в 1980-е гг. По рассказу Н.Воронкова в боях взрослых принимали участие две стенки напротив друг друга — по два-три ряда в каждой. В ряду — человек десять, стоят на расстоянии вытянутой руки. От каждой стенки сначала выходят те, кто начинают (разманивают) бой: схлестнутся пару раз, и потом такое пойдет, что вся кровь бутырится! Били только руками и особым способом: удары как бы «накладывались» сверху или сбоку, при этом старались ударить именно по лицу. Ниже пояса, естественно, бить запрещалось, ведь это же все ради забавы. Полюбоваться на масленичные бои сходились почти все жители села: женщины надевали новые шали, обменивались замечаниями насчет победителей и побежденных. Понятно, что особо удачливые и сильные парни имели успех у молодых представительниц слабого пола.

С конца ХХ столетия в селе очень ярко проходят современные праздники: самый грандиозный из них – День села, на который сходятся и стар и млад, приезжает много гостей и именитых земляков, проходит чествование людей труда, трудовых династий, молодых семей и новорождённых, задорно и радостно проходят традиционная ярмарка, игры и конкурсы, народные гулянья, концерт художественной самодеятельности, молодёжная дискотека. Особо торжественной атмосферой наполнены День призывника, День воина-интернационалиста, уроки мужества. Ежегодно в рамках Дня народного единства в торжественной обстановке открывается Доска Почёта поселения.

В селе созданы условия для приёма туристов: можно остановиться в «гостевых сельских домиках» или пожить в спартанских квартирах без удобств, но зато увидеть корову и попить прямо из кринки парного молока.

Вблизи села имеются месторождения кварцевого песка, мела, строительной извести, строительного камня.

Савко О.В., Костин Н.М, Костина С.

Союз краеведов
Ульяновской области

e-mail: kraeved73@mail.ru