55-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос посвящается!
Проект «Ульяновская авиационная энциклопедия»– это первый региональный тематический энциклопедически проект. Реализация подобного проекта означает, что пройден определённый путь, есть серьёзные достижения, которые пришло время обобщить.
Создание энциклопедии предполагает огромную поисковую работу, в ходе которой встречаются интересные находки: свидетельства, факты, документы.
Тематические направления энциклопедии:
- лётчики-герои ВОВ, лётчики-испытатели, заслуженные пилоты и штурманы, спортсмены-парашютисты, авиатехники,
- инженеры и конструкторы, рабочие, руководители предприятий, выпускающих авиационную продукцию,
- учёные, преподаватели, чья деятельность связана с авиацией,
- образовательные учреждения, где получали «путёвку в небо»,
- предприятия авиационной отрасли, история их развития, достижения и проблемы сегодняшнего дня,
- продукция ульяновского авиапрома: от исполина «Руслана» доавиационных систем и точных приборов,
- авиационные соревнование и рекорды,
- аэропорты и авиаклубы,
- марки и почтовые конверты выпущенные в честь героев и в ознаменование важных событий в истории авиации в нашем регионе и многое другое.
Подготовлено уже более 500 статей. Но главное в энциклопедии – это люди – наши земляки, те, кто родился, учился и трудился на Симбирской – Ульяновской земле, их трудовые и героические биографии, их вклад в развитие отечественной авиации и авиационной промышленности.
Среди них немало тех, кто смотрел на звёзды и делал далёкий космос близким и доступным.
О связи ульяновцев с космосом этот материал.
Тресвятский Сергей Николаевич – заслуженный лётчик-испытатель, космонавт-испытатель. В 1971 г. окончил среднюю школу в Новоспасском Ульяновской области. Первым осуществил взлёт МиГ-21 и МиГ-29 с мобильного трамплина. В1986 зачислен в отряд космонавтов. С 13 ноября 1985 г. по 22 мая 1987 г. проходил общекосмическую подготовку в качестве «космонавта-испытатель по программе «Буран», в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154, оснащённом системой управления «Бурана», и самолётах МиГ-25 и Су-7, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».
Мусабаев Талгат Амангельдиевич – Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт, инструктор-космонавт-испытатель I класса РГНИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина. Количество полётов 3. Налёт: 341 сут. 09 час. 49 мин. 47 сек. Совершил 7 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 41 час. 15 мин.
Его путь в космос был открыт, когда Талгат Амангельдиевич в 1989 г.освоил реактивные самолёты в Центре совместного обучения лётного, технического и диспетчерского персонала стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи (ныне УИГА).
Пенкин Николай Иванович – ветеран Великой Отечественной войны, лётчик высшего класса. Путёвку в небо Николай Иванович получил в Чердаклинской ШМАС.
Инструктор Ю.А. Гагарина на МИГ-15 (до сер. 1957 г. Николай Иванович был командиром звена курсантов, в состав которого входил Ю.А. Гагарин). В благодарность на лётную науку курсант Гагарин отлил для своего инструктора небольшую оловянную модель самолёта вместо деревянной, при помощи которой Николай Иванович показывал курсантам сложные виражи.
С ульяновском связана судьба удивительного человека, учёного-астронома Михаила Евгеньевича Набокова. В 1941 по 1943 гг. Михаил Евгеньевич был профессором астрономии Ульяновского педагогического института. Он является автором первого в СССР стабильного учебника по астрономии для 10-х классов, который переиздавался несколько десятилетий. В Московском планетарии до сих пор демонстрируются его наглядные простые и остроумные пособия по астрономии («зонтик Набокова» для демонстрации движения приполярных созвездий и«глобус Набокова», моделирующий освещение земли Солнцем и др.). Образ М.Е. Набокова послужил прототипом главного героя романа Анастасии Цветаевой «SOS, или Созвездие Скорпиона».
Учёный в области радионавигации Владимир Фёдорович Козулов – уроженец села Чертановка Майнского района Ульяновской области. Он кончил среднюю школу № 38 г. Ульяновска в 1956 г. Служил в космических войсках. Работал в области радиоконтроля космического пространства, радиоуправления космическими аппаратами, запускавшимися к Луне, Марсу, Венере. Общался в этой связи с С.П. Королёвым, М.В. Келдышем. «Нагрузки были колоссальные, – вспоминает Владимир Фёдорович, – по 1.5 часа держали связь с космическим объектом, расшифровывали информацию, тут же отправляли данные в Москву, и снова к монитору».
Вячеслав Валентинович Алексейчик – конструктор, доктор технических наук. Принял участие на всех этапах изготовления, отладки и проведения Государственных испытаний первых экземпляров отечественных ЭВМ «БЭСМ-2», которые проводились под руководством академика С.А. Лебедева. В декабре 1960 – январе 1961 гг. руководил бригадой по пуску ЭВМ на «площадке 10» космодрома Байконур, участвовал в разработке АСПС – автоматической системы подготовки старта. В 1961 -2000 гг. работал в НПО «Марс». Прошёл путь до заместителя директора по науке, заместителя генерального конструктора.В 1980 г. стал лауреатом Ленинской премии за создание специальных систем.
В подготовке первого полёта человека в космос принимал участие и главный инженер «Кометы», впоследствии главный инженер Ульяновского приборостроительного завода Михаил Аронович Туровер.
Виктор Павлович Пахомов – главный конструктор Ульяновского конструкторского бюро приборостроения (АО «УКБП») с 1959 г. по сентябрь1975 г.
В1960–1970 гг. УКБП активно работало над космической тематикой, а Герман Степанович Титов был здесь научным, консультантом и неоднократно бывал в Ульяновске.
В 1965 г. на одном из космических кораблей отказала автоматическая система управления. С большим трудом удалось ликвидировать аварию и спасти космонавтов. Перед УКБП была поставлена задача в трёхмесячный срок разработать комплексную систему ручного управления космическим кораблём (КСУКП). Ульяновские конструкторы с честью выполнили задание, создав уникальную систему, причём предусмотрели двенадцать вариантов её применения: при выходе космонавтов в открытый космос, стыковке с другим объектом, подготовке космонавтов к возвращению на землю и других. Впервые система КСУКП была установлена и испытана на космическом корабле «Союз-9» в 1970 г. До настоящего времени не было ни одного отказа уникальной разработки ульяновских учёных и инженеров-конструкторов! За её разработку главный конструктор УКБП Виктор Пахомов был награждён золотой медалью ВДНХ, руководитель испытаний Игорь Семенов – серебряной, руководитель теоретических исследований Натан Савич – бронзовой.
Космос – это не только отдельные люди, но и предприятия Ульяновска.
Ульяновское конструкторское бюро приборостроения(АО «УКБП») специализировалась на разработках аппаратуры для космической отрасли, разрабатывало командные сигнальные устройства (КСУ), устройства коммуникации, светотехнические приборы для освещения приборной доски и кабины космического аппарата.
Но космическая тематика не закрыта до сих пор. На АО «УКБП» разработана система отображения информации (СОИ) служебного модуля международной космической станции и модернизируемого корабля «СОЮЗ-ТМА».
Ульяновский приборостроительный завод (ОАО «Утёс») на протяжении многих лет был одним из ведущих производителей приборов для аэрокосмической отрасли.Предприятие специализировалось на выпуске аэрометрического оборудования для измерения высотно-скоростных параметров полёта, систем воздушных сигналов, звёздно-солнечных ориентаторов, информационных высотно-скоростных параметров, систем обеспечения безопасности воздушных судов, контрольно-поверочной аппаратуры к ним и др.
Научные учреждения также вносят вклад в освоение космического пространства.
Лаборатория космических исследований УлГУ создана при кафедре теоретической физики в 2005 г. Её руководитель - профессор кафедры теоретической физики Виктор Михайлович Журавлев. Специалисты лаборатории занимаются физикой Солнца, физикой магнитной сферы Земли, но главная задача – обработка данных, получаемых с космических спутников.
У этой лаборатории была предшественница – станция визуально-оптических наблюдений искусственных спутников Земли при Ульяновском педагогическом институте. В связи с запуском 4 октября 1957 г. в Советском Союзе первого в истории человечества искусственного спутника Земли Астрономический Совет Академии Наук СССР организовал сеть наблюдательных станций в пятистах пунктах по всему земному шару от Гренландии до Антарктиды. Одной из 88-и советских станций была Ульяновская, которая функционировала на правах научно-исследовательской лаборатории. Работала станция до с 1958 до 1964 г. Более полутора тысяч ночей дежурств на высоком волжском берегу, 45 спутников, сначала только советских, а затем и американских, около тысячи засечек –таков итог работы нашей станции за пять с половиной лет её существования.
Подрастает новое поколение исследователей космоса.
Группа «Солярис», которую создали восьмиклассники ульяновского лицея № 40, изобрела сканирующий меридианный телескоп космических лучей. Технология школьников позволит получить новую информацию о раскрытии черных дыр и предсказать повышение активности Солнца. Школьники создали принципиально новое устройство для определения движения фотонов, позитронов и электронов. Простой, казалось бы, механизм, вращаясь, определяет не только частоту излучения гамма-частиц, но и способен наносить их траекторию на карту звёздного неба.
С Днём космонавтики!
«Ульяновская авиационная энциклопедия» – отрытый проект. Приглашаем к сотрудничеству авторов энциклопедических статей, людей, которым интересна и небезразлична авиационная история нашего края.
Пишите нам и присылайте свои материалы в «Ульяновскую авиационную энциклопедию».