Краеведческий Компас
Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

  • Краеведческий компас
    Союза краеведов Ульяновской области

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


О роли Ульяновска как центра эвакуации

В годы Великой Отечественной войны Ульяновск стал центром эвакуации и тылового обеспечения. Широко известны промышленные предприятия, которые появились в те годы в областном центре. В последнее время стали изучаться темы присутствия эвакуированного руководства РПЦ в регионе, изменение планов на строительство авиазавода в Засвияжье с началом войны.

 

Ульяновск принял у себя и ряд научных организаций, которые занимались решением вопросов, оказавших определенное влияние на весь ход войны. В 1941 году в город на Волге была эвакуирована Центральная контора по изысканиям и проектированию воздушных линий и аэропортов «Аэропроект» (позднее эвакуирован в Новосибирск). И уже 9 октября 1941 года ГКО издаёт постановление о строительстве уникальной воздушной линии «Аляска-Сибирь» или АлСиб. Меньше чем за год была создана авиационная трасса протяжённостью почти 6500 км, построены или переоборудованы 16 аэродромов (всего за годы войны – 26 аэродромов). Административным центром трассы стал Якутск. В суровых условиях Сибири, в труднодоступных местах, где перелёты и в мирное время были основанием для всесоюзной известности и награждений, специалисты «Аэропроекта» совершили настоящий подвиг в тылу. Воздушная линия использовалась для перегона поставляемых по ленд-лизу самолётов, более того – основная часть поставленных США самолётов пришла по этому пути. Занимались этим лётчики специальных полков, которые приобрели при этом бесценный опыт пилотирования на местности, где практически отсутствуют ориентиры. Многие из них неоднократно подавали рапорты о переводе на фронт, иногда такие просьбы удовлетворялись.

Среди лётчиков перегоночных авиаполков были и те, судьба которых тесно связана с Ульяновской областью. Например, в качестве стрелка-радиста и штурмана на трассе АлСиб служил А.С.Уранов, ушедший на войну из Карсуна. В мирное время он связал свою жизнь с авиацией, но уже в области создания аэродромов и аэропортов, работая в ГСПИ-10 (ныне в Москве; в годы войны этот проектный институт также эвакуировался в Ульяновск). Сейчас он один из самых заслуженных деятелей ВООПИиК и как общественник занимается охраной культурного наследия. А «Аэропроект» через 70 лет вновь оказался связан с Ульяновском – специалисты этой организации подготовили документацию для реконструкции Аэропорта имени Н.М.Карамзина (Баратаевка) в 2013 году.

Союз краеведов
Ульяновской области

e-mail: kraeved73@mail.ru