Бипланы Поликарпова в Ульяновске
В этом году отечественная авиация отмечает 125-летие со дня рождения человека, который в сфере истребительной авиации определял авиастроение СССР – Н.Н.Поликарпова. Его достижением мирового масштаба смело можно считать первый скоростной истребитель–моноплан И-16, с которым наша страна встретила Великую Отечественную войну. Но ещё до того Николай Николаевич прославился как мастер проектирования бипланов, который довёл до совершенства популярную в начале ХХ века схему. В Ульяновской школе пилотов ОСОАВИАХИМа и Ульяновской военной авиационной школе пилотов было несколько типов бипланов Поликарпова, которые представляли этапы развития авиапромышленности с интервалом в 10 лет.
Н.Н.Поликарпов
В дореволюционной России было немного оригинальных моделей самолётов (самолёты Сикорского – скорее яркое исключение), которые могли бы конкурировать с зарубежными образцами. В Первую мировую войну Российская империя вообще вступила без развитой авиапромышленности, не производя и не разрабатывая двигателей – основы отрасли. Точно так же, как и в случае с патронами, винтовками и пулемётами, самолёты пришлось импортировать. Правда, правительство задумалось о лицензионной сборке передовых моделей, уже прошедших испытание боем в небе Европы. Так московский завод «Дукс» (работает и поныне, выпуская ракеты) получил техническую документацию на английский DH4 в 1917 году. Но случилась Октябрьская революция и, казалось, в вихре разгоравшейся гражданской войны пришлось надолго забыть о высокотехнологичных производствах. Рабочие, как самая мотивированная часть социальной базы большевиков, уходили на открывавшиеся один за другим фронты против Деникина, Колчака, интервентов и пр. Технологические связи стремительно рушились. Тем не менее, уже в 1918 году новая власть поручила группе молодых инженеров под руководством Поликарпова восполнить пробелы в английской документации и наладить производство самолётов в Советской России. Задача не представлялась лёгкой: даже в 1940-е годы проблема перевода документов из имперской системы в метрическую создавала масштабные трудности. Материалы также производились в России в метрических размерах, поэтому подобрать аналог английского бруса, листа не всегда представлялось возможным. А малейшее несоответствие давало разницу в весе на килограммы, ухудшая характеристики самолёта.
Н.Н.Поликарпов, выполняя задачу перевода документов, задумывался над улучшением бипланов, приспособлением их под условия России. Инициативе было суждено получить поддержку, и в 1924 году первый Р-1, являвшийся творческой переработкой DH4 и DH9, поднялся в воздух.
Р-1
Р-1 – это двухместный биплан деревянной конструкции. Отличительной внешней особенностью является практически прямоугольный в сечении по форме фюзеляж – следствие оригинальной формы двигателя. Самолёт был задуман как разведывательный, но выполнял более широкий круг задач (бомбардировщик, учебная машина, штурмовик, гидросамолёт). На самолётах в разных сериях устанавливались двигатели зарубежного («Пума», «Лоррен-Дитрих», «БМВ», «Либерти») и отечественного (М-5 – аналог «Либерти») производства. Они позволяли развивать максимальную скорость в 202 км/ч и осуществлять полёты на дальность 700 км. На этой модели были решены первые проблемы авиационной промышленности: синхронизация поставок, отработка контроля качества, производство первых авиаприборов, авиационного вооружения. После списания этих машин из армии они попали в аэроклубы и авиашколы, в том числе, и в Ульяновск.
На смену первому этапу в развитии советской авиации, когда иностранная конструкция оснащалась иностранным двигателем, пришёл второй этап, когда создавались оригинальные конструкции, но двигателестроение еще не давало собственных силовых агрегатов. Вот и следующий биплан Поликарпова, оказавшийся в Ульяновске, изначально комплектовался моторами BMW. Самолет-разведчик Р-5 создан в период с 1926 по 1928 гг. Н.Н.Поликарповым на замену устаревшим образцам типа Р-1 и Р-3.
Р-5
Этот самолет можно отнести к полуторапланам (нижнее крыло биплана намного короче верхнего). Нехватка металла в стране вынудила конструктора использовать имеющиеся ресурсы, поэтому самолет изготавливался из дерева, полотна, фанеры с применением железа в качестве соединения и дюралюминия на отдельных участках крыла, хвостового оперения и для капота. Р-5 уже мог летать дальше (800 км) и быстрее (244 км/ч) по сравнению с Р-1.Оба этих самолёта были признаны за рубежом и поставлялись в страны Азии. Они участвовали в войнах от Дальнего Востока до Финляндии.
Лучшими бипланами-истребителями стали самолёты семейства И-15. В этой модели удалось максимально реализовать потенциал этой конструктивной схемы. Далее стало понятно, что достигнут потолок по скорости и боевым возможностям. В 1930-1940-е годы такое происходило не раз, сначала устарели бипланы, затем поршневые самолёты, а в более поздние годы началась смена поколений в реактивной авиации.
В Ульяновске курсанты учились летать на И-15бис.
И-15бис
Эти самолёты были созданы по требованию лётчиков как альтернатива скоростному И-16. По скорости И-15бис уступал И-15и И-16(372 км/ч), а преодолеть мог 770 км. Конечно, конкурировать с современными немецкими истребителями он уже не мог, но успешно применялся для штурмовки наступающих немецких частей, благодаря своей отличной управляемости совершал неожиданные налёты в горах Кавказа в 1942 году. Самолёт был создан без подражания зарубежным моделям и под отечественный двигатель М-25. Таким образом, советская авиапромышленность завершила гонку за передовыми авиационными державами в сегменте бипланов и закончила её в первых рядах.
Самолёты эпохи Великой Отечественной войны затмили в народной памяти образцы межвоенного периода. Это были машины иной технологической эпохи, но признавая значимость ЛаГГ-ов, МиГ-ов, Як-ов, не следует упускать из вида то, с чего начиналась большая советская авиационная история. Эти машины поднимались в небо нашего города и помогли подготовить массу курсантов. И многие из них были созданы Н.Н.Поликарповым, 125-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.