Совещание профильной рабочей группы в п.г.т. Старая Майна по реализации проекта «Живое наследие»
16 июля 2019 года в рамках реализации проекта «Живое наследие: создание российской карты локальных культурных брендов», разработанного Общественной палатой Российской Федерации для формирования механизма выявления, позиционирования и продвижения уникальных культурных особенностей российских городов и сёл, в п.г.т. Старая Майна состоялось совещание профильной рабочей группы.
Ульяновская область вошла в состав 7 российских регионов «с высокой плотностью культурного слоя», наряду с Мурманской и Ивановской областями, а также Северной Осетией, Бурятией, Якутией и Пермским краем. В настоящее время экспертное жюри Общественной палаты Российской Федерации провело предварительный отбор 400 наиболее значимых локальных культурных брендов российских регионов. Итогом осуществления проекта будет наполнение информацией об указанных региональных брендах интерактивной карты, охватывающей все 85 субъектов Российской Федерации.
Сотрудники АНО «ЦСИ Ульяновской области» (Маркелова С.В., руководитель Центра передовых инициатив, технологий, проектов; Сурков А.А., специалист Центра передовых инициатив, технологий, проектов; Кожевин А.Е., ведущий специалист Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности; Рогашова Е.А., специалист Центра развития истории и культуры региона) приняли активное участие в совещании с экспертом Общественной палаты Российской Федерации Д.П. Сосниным, являющегося одним из разработчиков федерального проекта «Живое наследие».
Цель проекта, по словам эксперта Соснина Д.П., – продвижение локальных и региональных брендов на общероссийский и международный уровень. Но созданный бренд это не только сохраняемое историческое и культурное наследие. Это еще и то, как этот бренд вовлечен в региональную современность. То есть речь идет главным образом о культурной, социальной, экономической идентичности в рамках самого региона. Бренд должен быть «живым», встроенным в региональную среду через связи и инфраструктуру. Если бренд находится в районе, он должен иметь отражение и на базе областного центра. И тем более бренд должен обрастать связями внутри самого района. Бренд не должен быть «вещью в себе». Он должен выходить за собственные рамки. И только тогда он станет тем брендом, что требуется.
Заместитель главы администрации МО «Старомайнский район» Вандышев А.В. рассказал о том, что работа по продвижению местных брендов района уже идет. Есть концепция «Старая Старая Майна», к которой присоединяются все проекты района. Для этого создан единый «Туристический Информационный Центр» (ТИЦ), который занимается продвижением достопримечательностей на территории Старомайнского района для тех, кто приехал на турбазы или фестивали. ТИЦ работает сравнительно недавно и только разворачивает свою деятельность. Есть также попытки работать с туроператорами и региональными и межрегиональными.
Галант С.С. предложил также в рамках концепции «Старая Старая Майна» выстраивать туристические маршруты по району. Например, на территории района действуют несколько турбаз, каждая из которых имеет свою тематику («Русский берег», «Славянское подворье»), поэтому тур может выстраиваться с посещением и проживанием по несколько дней на каждой турбазе, что позволит охватить весь район и его ключевые мероприятия и достопримечательности.
Но, как отметил заместитель главы администрации МО «Старомайнский район» Вандышев А.В. для реализации подобного требуется повысить качество инфраструктуры района.
По словам ведущего специалиста Центра макроэкономических исследований спецпроектов и экономической безопасности Кожевина А. Е. важнейшей задачей дальнейшего развития Достопримечательного места «Историко-археологический заповедник «Старая Майна» должно стать создание постоянно действующей археологической базы для экспедиций. Речь на данном этапе идет о совместных экспедициях с сотрудниками Института археологии РАН, ВУЗами региона, зарубежных археологических экспедициях и т. д. Обязательно необходимо исследовать жилые дома, производственные объекты, культовые сооружения и многое другое. Все найденные предметы станут основой археологического музея, без этого статус заповедника не имеет смысла.
В обсуждении также приняли участие заведующая краеведческим музеем Регентова М.А. и директор музея леса Захарчев Н.А., которые рассказали о возможностях музеев района по расширению состава бренда и включенности в его продвижение.
Руководитель Центра передовых инициатив, технологий, проектов Маркелова С.В. отметила, что Ульяновская область – это территория, обладающая уникальным туристическим образом, качественно выделяющим её среди других субъектов Российской Федерации. Поэтому АНО «ЦСИ Ульяновской области» в настоящее время, в качестве одной из приоритетных, разрабатывается тема исследований: «Туристический брендинг территории (разработка региональных, локальных, культурных, археологических, исторических и других брендов, направленных на повышение узнаваемости и привлекательности Ульяновской области)». Кроме Старомайнского района каждое муниципальное образование Ульяновской области должно обрести свой территориальный бренд, который раскрывал бы перед туристами и возможными инвесторами всё своеобразие данных мест. АНО «ЦСИ Ульяновской области» провело комплекс работ, включая анкетирование администраций муниципальных образований, по выявлению «Ярких точек», которые при определённых условиях станут основой для оформления образа каждой конкретной территории. К указанным точкам были отнесены наиболее известные достопримечательности и люди, с чьими именами связана территория, ключевые событийные мероприятия, проводящиеся в муниципалитете, уникальные особенности территории и традиционные промыслы, которыми знаменито муниципальное образование. Важную роль в вопросе создания системы брендов отдельных территорий, и Ульяновской области в целом, должен играть информационный фактор. Для достижения практических результатов по данному направлению необходимо создание и продвижение в поисковых системах универсального туристического ресурса, раскрывающего своеобразие и уникальные особенности региона. Указанный ресурс должен быть синхронизирован с сайтами специализированных ведомств, муниципальных образований и коммерческих компаний, занимающихся деятельностью в сфере туризма.
Специалист Центра развития истории и культуры региона Рогашова Е.А. отметила, что работа над брендом – это комплексная работа, которая включает не только создание и продвижение бренда. Необходимо учитывать и общую визуализацию бренда. То есть все бренды Ульяновской области должны перекликаться и узнаваться «в лицо». Одним из направлений, над которым работает Центр, является издание краеведческой литературы (разной направленности) под единым логотипом, который уже становится узнаваемым и за пределами региона. В дар участникам совещания были преподнесены несколько экземпляров «Калейдоскопа занимательных фактов», нового интересного издания, рассчитанного на широкий круг читателей.
Таким образом, проект «Живое наследие» тесно переплетается с Концепцией региональных и локальных идентичностей, положения которой реализуются в Ульяновской области с 2018 года.