Абдулин Фен Загидович
Абдулин Фен Загидович – генеральный директор Ульяновского авиационного промышленного комплекса с 1981 по 1986 годы, руководитель и организатор авиационного производства.
Родился 9 мая 1929 года в г. Мелекессе (ныне г. Димитровград) Ульяновской области в семье служащего. В 1937 году поступил в среднюю школу в г. Канибадаме Таджикской ССР. В 1947 году окончил среднюю школу и поступил в Куйбышевский авиационный институт.
В 1953 году окончил авиационный институт (по специальности «Авиационные двигатели», инженер-механик) и по направлению МАП поступил на работу на предприятие п/я 116 г. Ташкента (авиационный завод имени В.П.Чкалова). Здесь он трудился на различных инженерных должностях: конструктор, начальник технического бюро лётно-испытательной станции, начальник отдела эксплуатации и ремонта, ответственный представитель п/я 116 в Киеве, заместитель начальника производства по опытным изделиям. По заданию МАП Фен Загидович неоднократно бывал в служебных зарубежных командировках: в Бирме, Индии и Югославии, где производил доработку изделий Ил-14 и обучение лётно-технического состава правилам эксплуатации изделий.
С 12 мая 1966 года по 30 мая 1981 года работал главным инженером, затем директором Арсеньевского производственного объединения «Прогресс» (с декабря 1976 года).
С 30 мая 1981 года по 29 мая 1986 года – генеральный директор Ульяновского авиационного промышленного комплекса, член коллегии МАП. Во время пребывания у руля огромного предприятия он проводил колоссальную работу по обеспечению строительства авиационного комплекса и организации серийного выпуска тяжёлого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» (изделие «400»). В кратчайшие сроки была подготовлена оснастка для агрегатно-сборочного производства и производства окончательной сборки.
Генеральный директор Ф.З.Абдулин обладал отличными организаторскими способностями и умением решать сложные научно-технические задачи. Он внёс значительный вклад в создание принципиально новой техники литья выжиманием, разработку комплексных мероприятий по внедрению этого процесса в серийное производство, что позволило получить существенный технико-экономический эффект. Также Фен Загидович внёс большой вклад в разработку и освоение технологии стеснённого изгиба профилей, которые нашли широкое применение в конструкциях самолётов. Кроме того, при Абдулине в 1985 году ввели в строй I очередь УАПК (усечённый вариант, т.к. не было цеха окончательной сборки).
В 1986 году А.С.Сысцов, в то время уже министр авиационной промышленности СССР, перевёл Фена Загидовича на должность директора Московского вертолётного завода имени Миля, располагавшегося в посёлке Томилино Люберецкого района Московской области.
На этой должности он трудился почти 6 лет, до апреля 1992 года. Затем Ф.З.Абдулин работал ведущим конструктором, а с января 1998 года по октябрь 1999 года – консультантом вертолётного завода. Ф.З.Абдулин умер 30 октября 1999 года .
Награждён медалью «За трудовое отличие» (1962), юбилейной медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина»(1970), орденом Ленина (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1977). В 1986 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель СССР». Ф.З.Абдулин являлся автором 13 научных статей, 4 авторских свидетельств и 1 патента на изобретение.
Источники:
- Бурдин Е.А. Талантливейший руководитель авиастроения СССР: штрихи к биографии Фена Загидовича Абдулина.//Мономах.2014, №5. – с.6-10.