Женский вопрос и женское движение как феномен социокультурной модернизации
В японском культурном центре Ульяновской областной научной библиотеки имени Ленина в рамках II международного форума историков, философов и публицистов 7 октября 2020 г. прошло заседание круглого стола «Женский вопрос и женское движение как феномены социокультурной модернизации», модератором которой выступила Н.Л. Пушкарёва – главный научный сотрудник, заведующая сектором этногендерных исследований Института этнологи и антропологии РАН, президент «Российской ассоциации исследователей женской истории», доктор исторических наук, профессор.
Было сделано несколько докладов, так или иначе связанных с теми изменениями в жизни женщин, которые принесла России и миру революция. С.В. Генералова (Горки Ленинские) рассказала собравшимся о той источниковой базе, которая была в распоряжении В.И. Ленина при работе над проблематикой отношений полов в начале ХХ века («Женский вопрос» в начале ХХ века. Марксистский феминизм против патриархата). В последующей дискуссии было отмечено, что В.И. Ленин слабо использовал в своей работе по женскому вопросу наработки либеральной мысли, стараясь найти образцы марксистского подхода, хотя они были более поздними по времени появления в отечественной публицистике.
Взглядам на права женщин отечественных правоведов начала ХХ века был посвящён доклад аспиранта МГУ им. Ломоносова К.С. Коваль (Женский вопрос в России: взгляд российских правоведов начала ХХ в.). Доклады о реальной практике и положении женщин в Среднем Поволжье сделали Д.Е. Бузаев из Ульяновска («Старое» и «Новое» в судьбе сельской женщины в 20-е годы ХХ столетия (по материалам газет Ульяновской губернии)), В.В. Ошкин из Ульяновска (Женщина в сельском производстве на территории современной Ульяновской области в 1941-1950 гг.), Л.В. Лебедева из Пензы (Женотделы и делегатские собрания как формы подготовки женского лидерства). Эти выступления показали различные этапы, которые прошла патриархальная семья, а вместе с ней и женщина, на пути социалистических преобразований, запущеных партией под руководством В.И. Ленина.
Постепенно ограничения патриархата становились всё слабее, а права женщины всё реальнее. Эти доклады показали путь женщины в Поволжье к образованию, новым профессиям, новому статусу, собственности в рамках домохозяйства.
Е.В. Дианова из Петрозаводска показала роль кооперативного движения в освобождении женщин (Кооперация как способ эмансипации советских женщин в 1920-е годы). Этот доклад показывает значение коллективных действий как способа отстоять свои права, даже в условиях, когда столетиями эти права не признавались.
Современное состояние борьбы женщин за свои права на площадке ООН осветила Н.А. Шведова из Москвы (Гендерное равенство как актуальная проблема современности в деятельности ООН). Её выступление, показывающее этапы этой борьбы, обосновывает тезис о том, что революция в России стала заметной вехой и в этом процессе. Современное положение вещей, когда роль женщин в структурах управления в мировом масштабе растёт, обнадёживает исследователей, но проблематика, показанная Н.А. Шведовой, не оставляет сомнений – до решения вопроса равноправия ещё далеко.
О самобытном советском пути защиты прав женщин в его идеологическом выражении рассказала П.С. Зайцева из Ярославля (Пропагандистский образ советской женщины как ответ феминизму). В выступлении было акцентировано внимание на отечественную традицию представления женского вопроса и его решения. Традиция эта во многом была заложена процессами первых лет советской власти, на которые влияние оказывал и Ленин.
В дискуссии были подняты вопросы о патриархате в Поволжской глубинке, этнических и религиозных особенностях неравноправия женщин в Поволжье в советскую эпоху, предпосылках и условиях эмансипации.
В целом, выступления показали неисчерпанность проблематики, необходимость дальнейших исследований как исторического, архивного материала, так и современного состояния вопроса установления равноправия в обществе. Проделанный за последние 100 лет нашим обществом путь в мировом масштабе является значительным процессом, оказавшим влияние как на внутреннюю демографическую, экономическую, культурную ситуацию, так и на внешнюю среду, являясь одним из примеров эмансипации женщин в патриархальном обществе.