Интервью
Экспертное интервью Гончарика Алексея Александровича
В данном интервью директор центра территориальной идентичности к.полит.н. Алексей Гончарик (г.Пермь) высказывает своё мнение об ульяновском опыте политики региональной идентичности, важности использования опыта прошлого для построения образа будущего. Также оговаривается роль образа Ленина для современной Ульяновской области и роль ключевой или стержневой личности в формировании региональной и гражданской идентичности «Если региональное руководство ответственно подходит к сохранению наследия предыдущих поколений, то политика по формированию исторической памяти задействует различных акторов, позитивно оценивающих опыт предыдущих поколений и использующих этот опыт для формирования образа будущего». «Ульяновская область давно зарекомендовала себя как один из лидеров в формировании политики региональной идентичности, в частности, ещё в начале 2000-х гг. была выработана формула «Симбирский-Ульяновский край», которая демонстрирует преемственность досоветского и советского». «Потенциал Ленина как образа, символа огромен, его надо развивать».
Экспертное интервью Соколовской Марины Валентиновны
Марина Валентиновна Соколовская (руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Бориса Ельцина) высказалась о различиях между Ельцин-центром и Ленинским мемориалом, и какие уроки из деятельности Ельцин центра мог бы извлечь Ленинский мемориал. Подметила тенденцию большей популярности художественных выставок над историческими. Разница между Ельцин-центром и Ленинским мемориалом. Ленинский мемориал в своё время возник, как один из инструментов воспроизводства культа Ленина, а Ельцин центр и Музей Бориса Ельцина создавался для политизации общества. Музей создает определенную среду, вокруг сформировано определенное городское пространство комфортное для горожан. 3 урока: не бояться быть пространством для дискуссии, для разговора о трудном прошлом и трудном настоящем; перед закупкой оборудования сформулировать сценарий, который должен дать возможность для дискуссии; помнить о городской среде, музей является часть городской среды, и может быть комфортным для людей.
Экспертное интервью Жидченко Александра Владимировича
Александр Жидченко затрагивает проблему создания «нового человека», которому суждено было жить в городах, активно строящихся в СССР в 1950-1960-е гг. После Второй мировой войны началась гонка вооружений. Шло соревнование двух систем – капиталистической и социалистической. Н.С. Хрущёву было важно продемонстрировать преимущества социализма. Он стремился показать, что жизнь людей в городах, которые ещё только строятся, будет комфортной. Исследование основано на воспоминаниях людей, которые жили в городах в то время. Эти люди жили в полную силу, без зависти, без негатива. Они вспоминают ту эпоху с ностальгией. После распада СССР им пришлось сложнее. Живя в США, Александр обратил внимание на то, что современная американская молодёжь почти ничего не знает о Советском Союзе. Представления молодых людей о советской истории основаны на стереотипах, сформировавшихся в годы «холодной войны» и тиражирующихся до сих пор в медиапространстве. Эти представления калейдоскопичны. При этом молодые американцы охотно собирают советскую символику и носят шапки-ушанки.
Экспертное интервью Бравиной Марины Алексеевны
Бравина Марина Алексеевна (зав. кафедрой методики гуманитарного и поликультурного образования УлГПУ) рассказала о формировании региональной идентичности с помощью уроков исторической памяти. Проведение этих уроков было запланировано поле того как г.Ульяновск получил звание «Город трудовой доблести». Главная цель образования – формирование как национальной, так и региональной идентичности. Сделать это возможно, если мы будем опираться на исторические основы. Одним из инструментов формирования исторической памяти являются так называемые «уроки исторической памяти». Эти уроки были заявлены после присвоения г.Ульяновску в 2020 г. высокого звания «Город трудовой доблести». Начат проект «От 75-летия Великой Победы к 80-летию Ульяновской области». В течение первых двух лет планируется информационное насыщение образовательного пространства. Участники проекта (школьники) присылают презентации и другие материалы, отражающие вклад жителей г.Ульяновска и Ульяновской области в Великую Победу. Завершающий этап этого проекта – первое полугодие 2022/2023 учебного года, когда будет проходить региональный конкурс исследовательских проектов школьников. Предполагаются разные мероприятия (возможно, в том числе привлечение тех людей, чьи предки жили на территории Ульяновской области, но затем уехали). Красивым финалом будет подведение итогов, награждение победителей конкурса исследовательских проектов. Впервые вопрос о формировании общегражданской идентичности (и связанной с ней региональной) был поставлен примерно десять лет назад. Сама по себе система образования не работает в безвоздушном пространстве. Она выполняет очень важный социальный заказ. Главным заказчиком выступает государство.
Экспертное интервью Зубовой Ирины Львовны
Зубова Ирина Львовна – кандидат философских наук, доцент Ульяновского государственного университета, высказалась по вопросам сохранения исторической памяти о Ленине: сохранению городской исторической среды конца XIX – начала XX вв., сохранению памятников Ленину и судьбе мумии Ленина. Также высказалась о роли Ленина в революции не как разрушителя, а как сохранившего империю от распада, воссоздавшего империю под новым названием и на основе иных принципах. Задается вопросом, как сохранить в Ульяновске то, что связано с Лениным, вспоминая деятельность своего мужа Зубова Александра Николаевича по сохранению исторической городской среды конца XIX – начала XX вв. Также отметила проблему обсуждения фигуры Ленина в широкой публицистической сфере, но не в научных работах. Если сохраняется историческая среда, музеи Ленина то современный турист должен быть сам автором образа Ленина, а наша роль – дать информацию, создать условия, но автором образа Ленина должен быть каждый сам. Высказалась о необходимости оставить Ленина в мавзолее. Это решение наших предков и к нему нужно относиться с уважением. Также каждый памятник Ленину вписан в окружающий контекст и его необходимо сохранять. Много памятников было демонтировано, происходила определенная деленинизация, но памятники, которые представляют собой не только историческую, но и художественную ценность должны оставаться на местах.
Экспертное интервью Коваленко Натальи Степановны
Наталья Коваленко в своем интервью рассказала о «Ленинском шалаше», чем он являлся в прошлом, и чем является сейчас. Сейчас это место для проведения интеллектуального и творческого досуга. Подавляющее большинство отзывов о музее положительные, а если и есть критические замечания, но они носят дельный, конструктивный характер. В своей деятельности музей старается ориентироваться, в том числе, на младшую, то есть детскую аудиторию и также на молодежь. Например, трое молодых посетителей музея, еще детьми, участвовавшими в интерактивных мероприятиях, позже пришли к нам работу. Современный музей должен быть открыт для посетителей, он должен слышать посетителя, и находить баланс между развлечением и погружением человека в текст экспозиции. «Ленин – неотъемлемая часть истории нашей страны, соответственно нет ни одного современного человека, на которого бы не повлияло все то, что сопряжено с его именем, с теми событиями столетней давности». «Ленин – жесткий, его можно назвать диктатором, но это обусловлено мощью его личности, его интеллектуальными способностями». «Ленин – это мечтатель, но не все свои мечты переводят в практику, а он реализовал свои мечты, то есть он же создал эту махину, советскую государственность».
Страница 3 из 4